facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Как китайский пленник описал мусульман

0

Ду Хуань был китайским воином, который был захвачен мусульманами в битве при Таласе в 751 году и увезен в Куфу. Куфа, процветающий исламский город на юге Ирака, был построен халифом Умаром ибн аль-Хаттабом за столетие до этого и являлся столицей империи Аббасидов во времена Ду Хуаня (Багдад еще не был построен).

Ду Хуань находился в плену в Куфе в течение десяти лет, после чего вернулся в Китай и описал Ду Ю жизнь в мусульманском обществе. Он начинает свой отрывок о мусульманском мире с краткого изложения ранней исламской истории и упоминает Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), Абу Бакра и Усмана. Его сведения удивительно подробны и точны – даже название, которое он использует для описания племени “даши”, которое может быть искажением от “курайшитов”.

Несмотря на то, что он был военнопленным, Ду Хуань, по всей видимости, имел большую свободу и мог заниматься исследованием Куфы. Это следует из подробных описаний, которые он оставил. Он также описал религиозную практику мусульман, включая упоминания о молитве (салят) и никабе:

“[Земля] даши [то есть арабов] также называется Аджулуо [Акула (то есть Куфа, в совр. Ираке)]. Царя даши зовут му-мен [то есть амир аль-муминин, традиционный титул для мусульманских лидеров], и он сделал это место своей столицей. Мужчины и женщины, живущие здесь, высокие и хорошо сложенные. Они носят прекрасные и чистые одежды, и их манеры нежны и элегантны. Когда женщины выходят на улицу, они должны закрывать свои лица вуалями. Пять раз в день все люди, будь то беднота или знать, молятся небесам. Они едят мясо по религиозному обычаю.  Они носят серебряные пояса, украшенные серебряными ножами. Они запрещают вино и музыку. Когда они ссорятся, то не доходят до драки”.

Ду Хуань также описал большую мечеть Куфы, которая могла вместить до 60 000 человек (по словам имама ат-Табари). Он не упоминает имени “царя”, который произносил проповедь в этой мечети, но имеет в виду второго аббасидского халифа Абу Джафара аль-Мансура (754-775 гг.), который, как известно, регулярно произносил сильные проповеди:

“Здесь также есть молитвенный зал, вмещающий десятки тысяч человек. Каждый седьмой день [в пятницу] царь посещает молитвы, садится на высокий трон [то есть минбар] и разъясняет народу религиозный закон, говоря: «Жизнь людей очень тяжела; это путь небес, который не изменится. Если вы совершаете одно из следующих преступлений – распутство, похищение, грабеж, подлые поступки, клевету, самоудовлетворение за счет других, обманываете бедняков и угнетаете смиренных, – ваши грехи относятся к числу самых гнусных…». Большая территория перешла под власть халифа, и число тех, кто следует за ним, непрерывно растет. Закон снисходителен, а похороны бережливы”.

Ду Хуань также описал торговлю в Куфе. Куфа была известна как процветающий торговый центр в империи Аббасидов, но не единственный. Интересно, что, хотя Ду Хуань, возможно, не осознавал этого в то время, его наблюдения предполагают, что торговые отношения между китайской и мусульманской цивилизациями существовали с самого начала, поскольку фарфор, который он обнаружил в Куфе, мог быть только китайским.

Share.