Целый ряд мусульманских стран в условиях пандемии столкнулся с тяжелейшим финансовым кризисом и обесцениванием национальных валют. Валюты Ливана, Ирана и Сирии упали до рекордных минимумов, при этом спрэды между официальными курсами и курсами на «черном рынке» стремительно расширяются – об этом предостерег Институт международных финансов.
Ливан имеет дело с худшим финансовым кризисом с момента обретения независимости в 1943 году, и в результате приостановки переговоров с МВФ ситуация только усугубилась. Страна запрашивала у фонда 10 млрд долларов. Ливанский фунт, официально привязанный к доллару США с 1998 года по курсу 1507, просел в несколько раз – сейчас за 1 доллар дают не меньше 8600 фунтов.
На фоне стремительного обвала национальной валюты темп инфляции в Ливане к концу года составит 180%. По состоянию на май темп инфляции достигал уже 56%.
Сирия, оказавшаяся под американскими и европейскими санкциями с 2011 года, последние годы жила за счет валютных переводов от 300 000 с лишним сирийских рабочих, трудящихся в Ливане, которые высылали на родину порядка 2,5 млрд в год.
Из-за удорожания доллара в Ливане доступ Сирии к американской валюте стал крайне ограниченным. По оценкам Института международных финансов, ВВП Ирана в этом году сократится в третий год кряду из-за пандемии коронавируса и ужесточения санкций. Темп инфляции в стране в 2020 году может составить порядка 34%.
Санкции со стороны США навредили нефтяной отрасли Ирана, от которой в страну поступает инвалюта, и поэтому у страны теперь тоже весьма ограниченный доступ к международной финансовой системе.