Месяц Раджаб украшен благословенной ночью Мирадж. С 26 на 27 числа месяца Раджаба Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) удостоился чести быть принятым на небесах Всевышним. В Коране говорится: «Восславим Аллаха и превознесём Его величие! Это Он, Кто содействовал рабу Своему Мухаммаду совершить путешествие из Неприкосновенной мечети (аль-Масджид аль-Харам) в Мекке в мечеть Отдалённейшую (аль-Масджид аль-Акса),
чтобы показать ему путём Наших знамений, что Бог один и Он Всемогущ. Поистине, Аллах Единый, Всеслышащий и Всевидящий» (Сура «аль-Исра», 17 / 1).
Это великое событие произошло за полтора года до переселения мусульман из Мекки в Медину. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) вступил тогда в очень трудный период своей жизни и как человек, и как избранник Создателя. На десятом году пророчества умер его дядя Абу Талиб. Несколько месяцев спустя ушла из жизни супруга, мать правоверных Хадиджа (радыяллаху анха). Она была надёжной опорой для Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), поддерживала его морально и материально, делила с ним все трудности и невзгоды. Период её ухода был назван Годом печали. Жители Таифа, к которым Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) пришёл с добрым словом, призывая к Исламу, нанесли ему всевозможные оскорбления, а когда он уходил из города, то принялись закидывать его камнями.
Избранник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) стойко сносил все трудности, обращаясь за помощью и поддержкой только к своему Создателю. Мушрики (многобожники) сулили ему все земные блага, только бы он отказался проповедовать Ислам. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) отвечал: «Я ничего не хочу от вас. Мне не нужны ни богатства, ни почётное положение, ни власть. Аллах направил меня к вам посланником, дал мне Писание, велел мне быть для вас глашатаем и увещевателем. Если вы примете от меня всё, что я вам принёс, это составит ваше счастье в этом и вечном мире. Если вы отвергнете мой призыв, я буду терпеть ради Аллаха до тех пор, пока Он нас не рассудит».
В самые трудные моменты жизни Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) не терял надежды на помощь Аллаха. «Поистине, за трудностями следует большое облегчение», — сказано в Коране (Сура «аль-Инширах», 95 / 5,6). И ночь Вознесения, когда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) предстал перед Создателем, стала ему наградой за преданность и терпение. Приблизиться к Господу могут только обладатели чистого сердца, которому открываются Божественные тайны. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) был лучшим из рабов Аллаха, но для того, чтобы он смог воспринять тайные смыслы Божественного Знания, ангел Джабраиль особым способом, называемым «шакку садр» (рассечение груди), очистил его сердце. Это говорит нам о том, сколь важно сохранять сердце чистым, просить покаяния и освобождаться от греховного. Ибо если даже сердце Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) нуждалось в очищении, то как внимательно мы должны относиться к своим?
По преданию, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) был чудесным образом перенесён на крылатом коне Бураке в сопровождении ангела Джибраила из Мекки в Кудс. Затем Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) совершил восхождение Мирадж и посетил семь небес, на каждом из которых виделся с пророками, встречавшими его, как брата. Джабраиль мог сопровождать Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) только до определённого предела, далее он продолжил путь один. Он был верен своему пути; даже самые необыкновенные виды и знамения не останавливали его внимания. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) не позволял себе видеть больше того, что было велено ему свыше: «Не уклонилось его зрение и не зашло далеко» (Сура «ан-Наджм», 53 / 17). Встреча раба и Создателя происходила за пределами пространства и времени.
Мирадж – отражение Могущества Всевышнего и великая честь Пророку (салляллаху алейхи ва саллям). Он вернулся в эту ночь с благами от Аллаха для своей уммы. Создатель обрадовал Своего Пророка вестью о том, что раскаявшиеся мусульмане будут прощены. Затем Всевышний передал ему два последних аята суры «аль-Бакара». А самой большой милостью для мусульман стало повеление совершать намаз 5 раз в день, за что Аллах обещал им десятикратное вознаграждение.
Когда Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) был возвращён на землю, в Масджид аль-Акса его ожидали Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус) и другие пророки (алейхимуссалям). Они вместе совершили намаз, во время которого Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) был для них имамом. По преданию, после молитвы Джабраиль (алейхиссалям) поднёс Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) два сосуда, в одном из которых было молоко, а в другом вино. Когда тот выбрал молоко, Джабраиль воскликнул: «Поистине, ты на правом пути, ты и народ твой! Вино запрещено для вас. Ты взял то, что соответствует естеству, и поэтому и ты, и твоя община будете выведены на прямой путь, а если бы ты взял вино, то умма твоя сбилась бы с пути!»
После того, как Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) рассказал о своём чудесном вознесении соплеменникам, те не поверили ему и с новой силой стали обвинять во лжи, зайдя еще дальше в отрицании Ислама. У мусульман же еще больше укрепился иман. Один человек пришёл к Абу Бакру (радыяллаху анху) и спросил: «И ты веришь ему?» Тот ответил: «Если он говорит так, значит, это правда. Поистине, я поверил бы ему, даже если бы он сообщил и нечто более удивительное!» После этого самого близкого друга Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) стали называть «Сыддык» (верный, преданный).
В ночь Мираджа мусульмане читают Коран, совершают молитвы, вспоминают вознесение Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). В день праздника все посещают мечеть, чтобы совершить коллективную молитву и послушать проповедь имама.