Человека постоянно обуревают противоречивые чувства. Накапливая жизненный опыт, мы учимся различать положительное и отрицательное в себе и окружении. Становимся наиболее восприимчивыми ко злу, которое направлено на нас, и менее — к добру.
Добро — это естественное состояние, подобное воде: просто, пресно и необходимо, поэтому человек легко забывает быть благодарным, охотно и с удовольствием принимая сердечное отношение.
Зло же — словно заноза, от которой необходимо избавление, и гнев — реакция на всё негативное: на препятствие, обиду, устрашение.
Гнев опасен для души. Это одно из самых вредных чувств, которое трактуется как кратковременное безумие. Он бывает праведным в той же степени, в какой яд — целительным. Ярость и злость порабощают и унижают даже достойнейшего человека, поэтому обязательно нужно подавлять эти эмоции. Абу Хурайра (радыяллаху анху) рассказывал, как один человек попросил Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) дать ему совет. «Не гневайся», — сказал Учитель. Мужчина повторил свою просьбу ещё несколько раз, но совет Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) оставался неизменным: «Не гневайся!» (Бухари, «Адаб», 76; Тирмизи, «Бирр», 73).
В каждом наставлении Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) помогал избавиться от слабостей и недостатков, учитывая возможности и способности человека. Гнев неприятен окружающим, но более тяжёл для того, кто его испытывает. Верно замечено: то, что начато в гневе, обычно заканчивается в стыде. Бешенство толкает человека произносить неприятные слова и совершать недостойные поступки. А иногда (сохрани нас от этого Аллах!) разгневанный человек может отступить от веры.
Имам Газали в произведении «Ихйау Улюми-д-Дин» так описывает его воздействие: «Когда огонь гнева усиливается, а пламя набирает силу, он ослепляет своего хозяина. Не позволяет ему слушать никаких советов. Наставления даже могут его умножить. Туман ярости охватывает человека, гасит свет разума, а иногда и начисто лишает». Побеждая же эмоции, человек ограждает себя от многих опасностей. Именно поэтому так настойчиво Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) повторял пришедшему за советом сахабу: «Не гневайся!»
Гнев, являясь результатом бессильной злости, вызывает целый ряд физиологических и психологических расстройств. Он действительно опасен для жизни человека. Во время стресса, возникшего под влиянием гнева, тело приходит в состояние тревоги и вырабатывает адреналин, что означает повышение кровяного давления, учащение пульса. У людей, испытывающих напряжённость или враждебность, вдвое повышается риск таких заболеваний, как астма, воспаление суставов (артрит), мигрень, язва. Но больше всего вреда гнев причиняет сердцу: у разъярённого человека уменьшается объем перекачиваемой крови.
Исследования, где больных просили вспомнить взволновавшее их негативное событие, показали, что при воспроизведении этого момента в памяти пациенты испытывают чувство гнева повторно. Они подтвердили и то, что во время основной вспышки гнева их организм страдает ещё больше. Если двадцатилетний человек склонен к бурному проявлению негативных эмоций, при каждом порыве ярости у него увеличивается нагрузка на сердце. Среди причин ранней смерти предрасположенность к гневу соотносима с такими факторами риска, как курение, повышенное давление и высокий уровень холестерина в крови. У неуравновешенных людей вероятность умереть от остановки сердца в три раза выше, чем у спокойных натур.
Эксперименты, проведённые в медицинской школе Стендфордского университета при участии более тысячи пациентов, перенесших первый криз, обнаружили высокую степень страха и печали у женщин после второго сердечного удара. Во многих случаях такие беспокойства перерастают в фобии, которые могут привести к параличу. После первых сердечных кризов пациенты обычно отказываются от управления автомобилем, бросают работу и предпочитают никуда не выходить из дома. Таким образом, гнев во всех отношениях мешает жить.
Задача человека — проявлять терпение. Известно, что кротость особенно похвальна тогда, когда причина недовольства вполне справедлива, да и не к лицу мусульманину пылать «праведным гневом». Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) советовал разъярённому до крайней степени человеку произнести «а’узу би-Лляхи мин-аш-шайтани-р-раджим» (прибегаю к Аллаху от проклятого, (то есть лишённого милости Аллаха), шайтана и его зла), чтобы тот смог остудить свой гнев и не наделать ошибок. Этот хадис подкрепляет призыв из Корана: «А если нисходит на тебя какое-нибудь наваждение от шайтана, то прибегай к защите Аллаха, ведь Он — Слышащий, Знающий!» (Сура «Фуссилат», 41 / 36).
Известно, что после того, как разгневанный сподвижник воспользовался советом Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), его гнев прошёл. В другой версии этого хадиса говорится, что мужчина пришёл в себя и воскликнул: «Что со мной? Не сошёл ли я с ума?!» Злобу в человеке раздувает шайтан. Когда верующий прибегает к защите Аллаха от его козней, то побеждает причину гнева и таким образом обретает душевную гармонию и умиротворение.
Ислам, будучи великой программой нравственного совершенствования, воспитывает умение взять под контроль любые негативные чувства. Всевышний Аллах, характеризуя истинно верующих, подчёркивает, что искусство сдерживания гнева — благой поступок: «[Богобоязненные], которые расходуют [свои] средства [во имя Аллаха], будь они в достатке или в бедности, которые сдерживают гнев и являют снисходительность к людям. Воистину, Аллах любит тех, кто вершит добрые деяния» (Сура «Али Имран», 3 / 134).
Пусть Всевышний Аллах причислит нас к этим верующим! Аминь!