facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) как отец -1

0

У пророков тоже были семьи. В Коране Всевышний Аллах, обращаясь к последнему Своему Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям), говорил: «И до тебя посланников Мы ниспосылали, и им супруг давали, и потомство» (Сура «ар-Рад», 13 / 38).

 

Всевышний Аллах проявил великую милость к мусульманам, воспринимая их старания к добыванию средств на пропитание как поклонение Ему, а потраченные средства на свою семью — как пожертвование. Поэтому каждый, кто несёт ответственность за пропитание своих членов семьи, делает это с внутренним чувством совершения поклонения.

Однако мусульманин не должен переходить границы в стремлении заработать материальные блага. Он должен помнить о будущей жизни и в соответствии с возложенными на него Аллахом обязанностями подобающим образом их выполнять. Каждому человеку на земле выделено ограниченное время, и мусульманин должен осознавать это, стараясь обеспечить себя средствами как в преходящей, так и в будущей жизни.

Ответственность за семью

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) зарабатывал сам на пропитание своей семьи, следуя знанию о том, что старания на этом пути выступают как поклонение. Передают со слов Абу Хурайры (радыяллаху анху), что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Потратив динар на пути Аллаха, и динар на (освобождение) рабов, и динар на подаяние неимущему, и динар на свою семью, наибольшую награду получишь ты за тот динар, который потратишь на свою семью» (Муслим, «Закят», 39).

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) продавал урожай с финикового сада «Бану Надир», и из вырученных денег выделял для своей семьи на расходы, а оставшуюся часть отдавал в казну «байтуль-мал». Так он поступал в течение всей своей жизни (Бухари, «Нафакат», 3; Муслим, «Джихад», 49).

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) купил верблюдов, которые в течение дня паслись в долинах Ухуд или аль-Джамаа. Их молоком питалась вся семья, этим молоком угощали соседей и гостей (Ибн Сад, II, 494-495).

Для каждой своей супруги Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) определил по отдельной комнате. Таким образом, каждую он обеспечил жильём. Подчеркивая, что пока глава семьи не сможет решить жилищную проблему, он не сможет найти покоя, Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) говорил следующее: «Три вещи делают человека счастливым: богобоязненная супруга, хороший дом и надежное средство передвижения». А что касается трех вещей, делающих человека несчастным, то это плохая жена, плохой дом и плохое средство передвижения» (Ибн Ханбаль, 1/168).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) был по отношению к своим домашним внимательным, чутким, снисходительным и добродушным. Его благочестивая супруга Айша (радыяллаху анха) говорила, что с домашними он был сама нежность и приветливость» (Али аль-Муттаки, VII, 222).

Любовь к детям

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) относился к детям как подарку, который Всевышний благословил ему. В тот момент, когда родился сын Ибрахим, Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) был счастлив. Он взял его в свои объятия, понес его к Айше (радыяллаху анха) и воскликнул: «Посмотри на него! Как он похож на меня!» (Ибн Са’д, 1/137)

Анас бин Малик (радыяллаху анху) рассказывал:  «Я не видел человека милосерднее и добрее, чем Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям). Его сын Ибрахим был в одной деревушке, рядом с кормилицей. Когда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) шёл туда проведать сына, мы его часто сопровождали. Он заходил в дом, брал сына на руки, целовал его и затем возвращался обратно» (Муслим, «Фадаиль», 63).

Во время одного из посещений Ибрахима рядом с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) был его верный сподвижник Абдуррахман бин Авф. Он рассказывал, что Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) взял его за руки и пошёл с ним в дом, находившийся среди пальмового сада. Войдя в дом, он поднял Ибрахима на руки, поцеловал и стал нежно вдыхать его запах…

Когда в обычные дни Фатима (радыяллаху анха), младшая дочь Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) входила к отцу, он вставал и, взяв её за руки, обнимал и сажал рядом с собой. Фатима отвечала ему той же любовью (Абу Дауд, «Адаб», 143-144). Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) питал к ней такую сильную любовь, что когда собирался куда-либо уезжать, прощался с ней последней. А когда возвращался, первым делом заходил к ней и нежно обнимал (Абу Дауд, «Тараджуль», 21).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) с огромною любовью относился к своим внукам. Бара (радыяллаху анху) рассказывал: «Я увидел Пророка (саллаяллаху алейхи ва саллям), который, посадив на плечи внука Хасана, говорил: «О, Аллах! Я люблю его, и Ты полюби его!» (Бухари, «Фадаилуль Асхаб», 22)

Ибн Аббас (радыяллаху анху) рассказывал: «Как-то Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) носил на плечах внука Хусейна. Некий человек, увидев это, сказал Хусейну:

– О, сынок, какое у тебя прекрасное средство передвижения!

Пророк (саллаяллаху алейхи ва саллям) в ответ промолвил:

– Он тоже прекрасный всадник!» (Тирмизи, «Манакиб», 30).

Он носил своих детей иногда на плечах, а иногда на спине. Были моменты, когда он совершал намаз в мечети, а внуки поднимались к нему на спину, но он при этом ничего им не говорил.

Как рассказывает Абу Хурайра (радыяллаху анху): «Мы вместе с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) совершали ночной намаз. Как только он стал совершать земное поклонение, внуки Хасан и Хусейн взобрались к нему на спину. Он поднял голову и потихоньку спустил их со спины. Когда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ещё раз совершил земное поклонение, они вновь забрались на спину. Так продолжалось до тех пор, пока Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) не завершил намаз. Я подошёл к нему и сказал:

– О, Посланник Аллаха! Если вы желаете, я могу отвести их домой.

В это время что-то сверкнуло, и Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал внукам:

– Ну, давайте, идите к матери!

Что-то странное продолжало освещать округу, пока дети не добежали до дома» (Ибн Ханбаль, 2 / 513).

Рассказывает Анас бин Малик (радыяллаху анху): «Однажды я спросил:

– О Посланник Аллаха! Кого из своих домашних вы больше всех любите?

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил:

– Хасана и Хусейна!

Порой Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил своей дочери Фатиме: «Позови ко мне моих сыновей!» (Имеются в виду Хасан и Хусейн).

Когда они приходили к нему, он обнимал их и вдыхал их запахи» (Тирмизи, «Манакиб», 30).

Абу Хурайра (радыяллаху анху) рассказывал: «Вместе с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) я был как-то на одном рынке Медины. Спустя некоторое время он покинул рынок, потом ушёл и я. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), подойдя к дому дочери Фатимы, воскликнул:

– Где этот баловень? Позовите ко мне Хасана!

Когда Хасан подошёл к нему, он раскрыл объятия. Тот тоже раскрыл объятия, и Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), обняв внука, поцеловал его. Затем он воскликнул: «О, Аллах! В действительности я очень люблю его. Люби его и Ты! Люби также тех, кто любит его!» (Бухари, «Либас», 60).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) любил не только Хасана и Хусейна. Он так же относился и к другим внукам. Абу Катада (радыяллаху анху) рассказывал следующее: «Однажды Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) совершал намаз, взяв на плечи внучку Умаму, дочь Зайнаб. Когда он падал ниц, он медленно ставил девочку на землю, когда выпрямлялся, вновь сажал её на плечи» (Бухари, «Салят», 106; Муслим, «Масаджид», 41).

Share.