Сострадание, сочувствие – фундаментальные качества человека. Однако в современном мире сформировалось такое понятие, как «токсичная жалость», когда людям сочувствуют из-за непривычных и непонятных образа жизни, одежды, ограничений в личной жизни. Часто так относятся к мусульманкам – мол, без прав, без образования, без личной свободы. Но почему мусульманок считают «забитыми женщинами»?
Одежда
Это просто камень преткновения для любой беседы в немусульманской среде. Почему-то считается, что агрессивные мужчины-мусульмане силой заставляют женщин одеваться подобным образом. Однако любая мусульманка знает, что хиджаб – это предписание Всевышнего Аллаха, а желание её отца или мужа видеть её покрытой – вторично и обусловлено тем, что в Исламе мужчина несёт полную ответственность за женщину.
Хиджаб не аналогичен афганской парандже, иранской чадре или арабской абайе. Он может быть как вариантом национальной одежды, так и сшитым по вполне себе европейским стандартам. Более того, даже в мусульманских регионах варианты хиджаба сильно различаются в зависимости от места проживания женщины и её социального статуса.
Кроме того, хиджаб – необходимый вариант одежды исключительно «на выход». Внутри дома мусульманка может позволить себе одеваться так, как хочет, сообразно своим понятиям о красоте.
Образование
Многие европейцы зачастую считают, что мусульманка не может быть образованной женщиной, что её удел – это молитва, дети и кухня. Всё это не более чем устаревшие стереотипы. Конечно, ввиду того что многие мусульманские регионы являются бедными странами, у людей из низших социальных слоёв действительно мало возможности получить образование – как у женщин, так и у мужчин.
Они вынуждены рано начинать работать, чтобы поддержать свои семьи. Однако уже для среднего класса образование для девочек становится желательным, поскольку образованная невеста намного выше по статусу, чем не получившая образования, и родители, заботясь о будущем дочерей, отдают их в школы.
Тем не менее, следует понимать, что цели получения образования мусульманкой и европейкой в целом различаются. Для мусульманки в приоритете остаётся не поиск престижной работы и карьера, а получение знаний, позволяющих ей принести больше пользы окружающим людям, тем самым заслужив довольство Всевышнего, а также личностное развитие, воспитание детей.
Работа
В современном мире многие мусульманки построили блестящую карьеру и стали профессионалами в своей сфере. В то же время некоторые вынуждены работать для поддержки своих семей – это, как правило, происходит в сельской местности и среди низших социальных слоёв.
Но вот что интересно: европейка вынуждена работать, даже если она не умеет, не любит профессию или вообще видит себя в роли домохозяйки. Европейское общество не рассчитано на то, чтобы женщина могла существовать не работая. А в Исламе женщина вольна выбирать: работать ей или нет и сколько именно работать.
Более того, заработанные женщиной деньги принадлежат исключительно ей самой, она имеет полное право тратить их только на себя, а не на свою семью, детей или тем более мужа. Полное обеспечение семьи и жены – исключительная обязанность мужчины-мусульманина.
Добрачные отношения
Именно их наличие многие считают залогом прочной семьи. Однако сколько семей так и не создаётся и сколько распадается в дальнейшем? Исламская семья – это зона ответственности, и не только женской, но в большей степени мужской.
Не только девушке-мусульманке запрещены добрачные отношения, но и юношам тоже. Хотя зачастую к мужскому полу общество бывает намного снисходительнее.
Есть и ещё одно «но»… Ответственность за добрачные отношения часто полностью ложится на женщину, особенно в том случае, если появляется ребёнок. В Исламе подобное невозможно, у каждого малыша есть папа и мама.
Брак и семья
Часто мусульманок якобы «насильно выдают замуж». Конечно, любая мусульманская семья будет активно принимать участие в предполагаемом замужестве дочери (как и в женитьбе сына) просто потому, что молодые нередко подвержены излишним эмоциям и поспешным браком могут сломать себе жизнь.
Современные мусульманки также активно принимают участие в подборе «идеального жениха», и они в этом гораздо более прагматичны, чем любая европейка. В большинстве случаев если мусульманка собирается замуж, то она будет оценивать не только внешнюю привлекательность мужчины, но и его религиозность, статус его семьи, достаток, образование, свои предполагаемые права и статус в его семье, а также многое другое.
Многие составляют такие списки обязательных и желательных критериев будущего мужа, что родители и свахи по нескольку лет пытаются подобрать подходящую кандидатуру. Потому что в Исламе семья и брак – это договор между мужчиной и женщиной, а не только любовь до звёздочек в глазах.
Не следует думать, что мусульманка – крайне ограниченное в правах и свободах существо. Ислам даёт ей гарантии прав и свобод, до которых европейская социальная модель до сих пор не дотянулась. А вот с традиционными и культурными перегибами, которые могут значительно ухудшить положение мусульманок и негативно сказаться в целом на религии, безусловно, стоит бороться.
Фатима Манзур