Фатима ас-Самарканди была выдающимся богословом. По вопросам исламского права с ней советовались не только отец и муж, но и правители того времени. Она была дочерью известного факиха — исламского правоведа своего времени Аляуддина ас-Самарканди, автора книги «Тухфат аль-Фукаха».
Отец сам обучал ее, что позволило ей стать одним из самых авторитетных ученых в области исламского права, за что она и получила прозвище Фатима аль-Факиха (Фатима-правовед). Аляуддин ас-Самарканди, который занимал должность муфтия, советовался с нею по всем издаваемым им фетвам — решениям по религиозным вопросам, под которыми они вдвоем ставили подписи.
Отец выдал Фатиму замуж за своего ученика – факиха ханафитского мазхаба имама аль-Касани. Этот ученый прославился достижения в изучении исламского права. Он написал «Бадаи ас-Санаи» – комментарии к книге своего наставника «Тухфат аль-Фукаха». Аляуддин ас-Самарканди, которому очень понравилась эта работа, принял ее в качестве махра — брачного дара для своей дочери. Фатима согласилась с решением отца и не стала требовать что-либо еще.
Так как молодая семья жила в доме Аляуддина ас-Самарканди, то образовался своего рода ученый совет, включавший отца, дочь и зятя. Теперь под выносимыми ими фетвами стояли уже три подписи. Супружеская чета получила покровительство Нур ад-Дина Занги (1116-1174), атабека Алеппо и эмира Дамаска. Этот правитель, с огромный почтением относившийся к Фатиме, советовался с нею по многим вопросам.
Известно высказывание одного из учеников имама аль-Касани: «Бывало, мы задавали нашему учителю сложные вопросы. Тогда он, попросив у нас разрешения, поднимался и уходил в дом. Вернувшись, он нам давал детальный ответ на заданный вопрос. Такое случалось часто. Потом мы поняли, что имам аль-Касани обращался к своей жене Фатиме и передавал нам полученные от нее ответы».
Фатима обладала глубокими знаниями в области хадисоведения и владела каллиграфией. Также она прославилась своей добродетелью и щедростью. Давуд ибн Али, один из правоведов медресе Халавийа, рассказывал: «Фатима аль-Факиха первой ввела обычай угощать факихов на ифтар в Рамадан. Мы узнали, что для этого она продала два своих браслета. Купив на полученные деньги продукты, она устраивала разговение каждый вечер».
Фатима ас-Самарканди умерла в Алеппо в 1185 году. Имам аль-Касани каждую ночь пятницы посещал ее могилу и читал Коран. Во время одного из таких посещений в месяц Раджаб, читая аят суры «Ибрахим», он и умер. Похоронили его рядом с супругой, а народ прозвал их могилы «кабру аль-мара ва зауджиха» — могила женщины и ее супруга.
Кюбра Нур Кайыр