Салям алейкум. Наступил благословенный месяц Рамадан, когда мусульманам нужно проявлять щедрость и помогать людям. Скажите, дозволено ли с точки зрения Ислама подавать милостыню попрошайкам в общественных местах, на перекрёстках и т. д.?
Ислам стремится сохранить честь мусульманина, сберечь его от самоунижения и от присутствия в неподобающих местах. Также религия предостерегает от попрошайничества или показной бедности. Напротив, даже запрещает просьбу о материальной помощи тому, кто имеет достаток или способен зарабатывать сам, что бы он ни просил: закят, милостыню или каффарат.
Если же состоятельный или способный зарабатывать человек получит милостыню без просьбы с его стороны от кого-то, то ему желательно отказаться от этих денег, если только он не получил ее от родственника или друга, которого может обидеть отказ.
Просьба о материальной помощи в основе своей весьма нежелательна. Она разрешена только при необходимости, граничащей с крайней нуждой. Следовательно, если в просьбе нет крайней нужды, такая просьба запрещена.
Если обеспеченный или способный зарабатывать человек будет просить милостыню у других, то он впадает в грех. Под обеспеченным подразумевается тот, кому не полагается закят.
Таким образом, выпрашивание милостыни в Исламе не приветствуется, и даже бедному, нуждающемуся человеку не рекомендуется делать это в такой унизительной форме, как попрошайничество у водителей или у прохожих на дорогах. Стеснять людей своей просьбой о милостыне строго запрещено (харам).
Однако человек имеет право распоряжаться приобретенными таким образом деньгами в том случае, если он нищенствует.
Если человек находится в крайней нужде и голодает, то ему не греховно демонстрировать это, но рекомендуется обращаться в фонды и т. п., поскольку в выпрашивании денег на дорогах и в общественных местах содержится самоунижение.
Мусульманам не рекомендуется давать милостыню тому, кто демонстрирует свою бедность, если есть уверенность в том, что человек делает это, не будучи в крайне бедственном положении, и способен зарабатывать сам.
Нежелательность обусловлена, во-первых, тем, что относительно дозволенности такой милостыни есть полемика, и это мнение большинства учёных шафиитского мазхаба. Во-вторых, потому что предпочтительнее давать милостыню тому, кто на самом деле в ней нуждается.