Во всех религиях, культурах и цивилизациях обязательно имелись и имеются какие-то священные места. Чаще всего они связываются с возвышенностями и горами. Ковчег Завета был доставлен пророком Давудом (алейхиссалям) в Иерусалим и помещен в храм, построенный его сыном Сулейманом (алейхиссалям) на холме, который сейчас известен как Храмовая гора.
Пророк Муса (алейхиссалям) получил свое Священное Писание, Таурат, на горе Синай, где он пробыл в уединении сорок дней. Также на этой горе он беседовал с Всевышним. Пророк Иса (алейхиссалям) произнес свою знаменитую проповедь, получившую название Нагорной, на холме, который стали именовать «горой Блаженства».
В разных частях исламского мира имеются горы, которые не упоминаются в источниках Ислама, но почитаются местным населением как священные. Например, гора Мукаттам в Каире, Ливанские горы. Также культ гор занимает важное место в других религиях и культурах разных регионов мира.
В Коране, когда речь заходит о том, какие положение в мире занимает человек, говорится, что Аллах предложил горам взять на себя ответственность (аманат), но те испугались и отказались. А человек взял ее на себя. Во-вторых, одним из объектов окружающего мира, неизменно вызывающим восхищение человека, являются небеса. Они во все времена заключали в себе тайну для человечества. Горы почитались как священные, потому что они близки к небу.
Можно утверждать, что в Исламе святость каких-то мест или промежутков времени подтверждается откровением, в частности, многочисленными клятвами, звучащими в Коране. Один из смыслов клятвы – взять нечто в свидетели. Таким образом, некоторые места и промежутки времени Всевышний привлекает в качестве свидетелей истины откровения, так как они являются проявлением воли Аллаха на земле.
Кроме того, почти все места, которым Коран приписывает священный статус – это горы. Места, которые упоминаются в первых трех аятах суры «ат-Тин» и которыми клянется Аллах, это те, где пророки получали откровение. Инжир и оливки в первом аяте на самом деле означают две горы, где растут соответствующие деревья. «Тур-и Синин», упоминаемый во втором аяте, это гора Синай, а в третьем аяте говорится о Мекке, она названа «безопасным городом».
Гора, где растет инжир, это та, где родился Иса (алейхиссалям) и получил откровение. На горе с оливковыми деревьями впервые было явлено откровение пророкам сынов Исраила. Гора Синай – место, где Муса (алейхиссалям) разговаривал с Аллахом, а «безопасный город», Мекка – родина Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), где он родился и стал пророком.
Следует обратить внимание, что если в случае с пророками Исой и Мусой (алейхимуссалям) приносится клятва, в которой упоминаются горы, где им было дано откровение, то в случае с Мухаммадом (салляллаху алейхи ва саллям) Всевышний клянется всей Меккой, хотя первое откровение Посланником Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) было получено на горе Нур.
Для этого есть две причины. Во-первых, так как гора Нур находится очень близко к Мекке, она считалась частью города и не упоминалась отдельно от него. Во-вторых, если другим пророкам Священные Писания ниспосылались целиком и однократно, то Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) откровение давалось частями, и каждый раз это происходило в разных местах Мекки.
Мухаммад Языджи