Российский мультипликационный сериал «Маша и Медведь», созданный анимационной студией «Анимаккорд», очаровал весь мир. Особой популярностью он пользуется в мусульманском мире. Мультсериал получил многочисленные награды и является одним из самых любимых среди детей во всем мире и во многих странах входит в списки самых узнаваемых и популярных.
Кроме того, «Маша и Медведь» стал самым просматриваемым в мире сериалом на YouTube. 17-я серия «Маша + каша» выложенная на этом канале, в данный момент имеет более 4,7 млрд просмотров и входит в пятерку самых просматриваемых видео сайта всех времен.
Необычную популярность мультсериал получил в исламском мире, особенно в Индонезии, что стало сюрпризом и для его создателей. Менеджер «Анимаккорда» Оксана Шевелева признается: «Неожиданностью стало то, что мы оказались очень популярны на Ближнем Востоке». По данным Kidz Global «Машу и Медведя» знают 95% индонезийских детей.
По сообщению немецкого еженедельника «Шпигель», в этой стране сериал настолько любим, что родители стали называть своих новорожденных дочерей Машами. Популярностью, впрочем, пользуются не только сами мультфильмы, но и множество сопутствующих товаров, такие как куклы, пазлы, канцелярия, одежда, продукты питания с изображением его героев.
Кукла Маша есть почти в любом магазине игрушек Ирана, Индонезии, Саудовской Аравии, Египта и даже Пакистана. В исламских странах продаются и хиджабы для девочек в виде костюма героини мультфильма. В Турции в 2020 году «Маша и Медведь» вошел в пятерку самых популярных по просмотрам, а в турецком парке развлечений The Land of Legends в Белеке открыт тематический парк по мотивам мультсериала.
Согласно распространенному мнению, факт популярности сериала среди мусульман связан с внешним видом Маши. Она одета в русский национальный костюм – рубаху с длинными рукавами, сарафан до пят и платок, т. е. практически в хиджаб. Но Оксана Шевелева считает, что это не решающий фактор.
«У нас Маша в платке не потому, что мы ориентировались на Ближний Восток. Это такое приятное совпадение, которое в том числе способствует там популярности Маши. Но все-таки это не ключевой фактор. Главное – это как раз ценности, которые мы доносим, герои, содержание сериала, который нравится людям во всем мире», — отмечает она.
Говоря о популярности Маши в мусульманских странах, в частности, в Индонезии, продюсер «Анимаккорда» Дмитрия Ловейко, также отмечал, что им повезло с внешним видом Маши – она носит платок, а ее ноги прикрыты.
По мнению некоторых журналистов, Маша – это больше, чем просто Маша. Для канадской общественной деятельницы и журналистки Даляль аль-Вахайди это знаковый персонаж. Девочки-мусульманки, например, ее дочь Зайна, видят в Маше, маленькой девочке в хиджабе, себя.
«Если некоторые рассматривают хиджаб как религиозный символ, то для моей дочери он напоминает о ее корнях, ее бабушке. Появление Маши для Зайны вызывает ассоциации, близкие нашей палестино-тунисской семье», – пишет журналистка.
Трансляция мультсериала в исламском мире не обошлась без некоторых эксцессов. В 2016 году заведующий отделом экспертизы, программирования и аналитики Национального совета телерадиовещания Азербайджана Таваккюль Дадашев предложил местным телеканалам запретить трансляцию «Маши и Медведя» наряду с другими иностранными мультсериалами, сославшись на жалобы от родителей на то, что дети подражают развязному поведению Маши.
В ОАЭ на телевидении не стали показывать серии, где присутствует Свинка Розочка – один из второстепенных героев. Также в этой стране производители товаров просили одеть Машу в длинное черное платье, но в «Анимаккорде» отказались от этого предложения.