Вот уже четыре года сотрудники областного музея литературы и искусства ждут результатов исследования своей уникальной находки. Редчайшая книга вместе с другими, вышедшими в ХVII-ХIХ веках в Санкт-Петербурге, Казани, Уфе и Турции (это были в основном издания Корана разных лет), хранилась в обычном сундуке в подвале областного музея литературы и искусства.
О том, что в их музее хранится такая ценная книга, здешние сотрудники узнали в 2007 году. Роясь в сундуке, на нее случайно наткнулись приехавшие из Алматы в Кокшетау ученые-арабисты во главе с профессором Института востоковедения Аширбеком Муминовым, который сразу предположил, что это не простая книга, а рукопись великого ученого. Уезжая, он настоятельно советовал сотрудникам музея продолжить исследовательскую работу.
Однако предпринятые ими попытки ничего не дали, хотя велся поиск ученых, которые смогли бы пролить свет на тайну найденного раритета. Ничего не могли сказать и представители местного духовенства, знающие арабский. И вот находку наконец согласился исследовать известный тюрколог Каржаубай Сарткожа. Ученые установили, что эта книга написана на древнем чагатайском языке. Он использовался в качестве языка межнационального общения народов, проживавших на территории Средней Азии, возникнув в результате смешения элементов языков разных племен — тухси, караханидов, чигилей, уйгуров и карлуков. А в годы правления Тамерлана он даже был государственным и придворным языком в Чагатайском улусе.
По мнению ученого, уникальная книга, найденная в Кокшетау, была создана предположительно в ХVI-ХVII веках, и в мире таких всего три, две другие сегодня находятся во Франции и Египте. Это — копия рукописи великого мыслителя, духовного наставника мусульман Востока Ходжи Ахмеда Ясави. Ее 90 страниц содержат историю написания «Диуани Хикмет» — «Слов назидания» великого мудреца.
По словам заместителя директора музея Гульзайры Сабитовой, имя истинного хозяина этой книги, к сожалению, неизвестно. В свое время она вместе с другими была привезена из Айыртауского района ныне Северо-Казахстанской области и могла принадлежать либо представителям степной аристократии, либо мусульманским миссионерам.
Источник: islamsng.com