Клонирование человека является этической проблемой сегодняшнего общества. Современные теологи (богословы), говоря о недопустимости клонирования человека, основывают свое мнение на трех принципах – сдержанности, ограничения, целостности.
Принцип сдержанности
Сегодняшнее осуждение клонирования всеми религиозными конфессиями основано, прежде всего, на древней традиции сдержанности. Книги самых разных религий содержат в себе определенные запреты, начинающиеся словами «нельзя».
Эти «нельзя» призывают быть осторожными в наших действиях, ведь, как показывает общечеловеческий опыт, гораздо больше несчастий происходит от действий человека, чем от его бездействия. И гораздо больше слез было пролито изза использования знаний во вред человеку, чем от пассивного невежества. Не может быть сдержанности без запретов. Понятно, почему культуры и религии древних времен основывались главным образом на грозных заповедях, предписывающих человеку действовать определенным образом. Разумеется, люди знали, что эти «нельзя» не только не принижают их достоинства, но даже утверждают уникальность и более высокое положение человека на Земле по сравнению с миром минералов, растений и животных и даже по сравнению с потусторонними мирами ангелов, джиннов и т.д. Всевышний Создатель не ограничил мир минералов, растений и животных так, как ограничил мир человека. Заповеди Ислама говорят, что человеческая универсальность противоречива и опасна. Моральный закон внутри нас предупреждает, что мы не можем выбрать любую дорогу, не можем использовать любое средство, чтобы достичь Запредельного.
…Несмотря на могущественные технологии, которыми мы сейчас владеем, нашим единственным ответом на заурядное землетрясение остается смиренная молитва Богу. Кроме того, природные катаклизмы, непостижимые для нашего разума, представляют собой проявления природного равновесия. Мы можем лишь привнести намеренный беспорядок и разрушить этот баланс.
Таким образом, человечество должно руководствоваться принципами равновесия и сдержанности, потому что мы не только жители природы, но и носители свободы и культуры. Мы существа с огромными возможностями, как хорошими, так и плохими, а также этически нейтральными. Бесспорно, что именно изза этого человеческого потенциала, изза многочисленных связей между человеком и природой, мы ограничены таким большим количеством религиозных запретов. Они находятся перед нами, перед нашими взорами, нашими действиями и нашими мыслями, как предупреждение и предостережение. Законы религии призваны сдерживать нас от того, чтобы бы мы поступали по отношению друг к другу так, как ведут себя птицы по отношению к саранче, лев – к антилопе, волк – к овце. Человек может жить на этой земле только согласуясь с критерием сдержанности, а стремление клонировать живых существ – это преступление против самой природы. Cдержанность защищает не только природу от разрушения ее человеком, но и самого человека от насилия над своей человеческой природой.
Принцип ограничения
Клонирование человека и клонирование других живых существ, несомненно, переходит многие границы. Конечно, нет ничего нового в том, что человечество выходит за пределы – многие люди в ходе истории делали так. Выход за границы дозволенного – это то, что религия называет грехом. Убийство рассматривается с точки зрения светского государства как преступление, в то время как для религии это смертный грех. Не только религиозные предписания, запреты и заповеди, но и многие законы различных государств призваны держать в определенных границах человеческую свободу и знание. Необузданная свобода и безответственное знание ведут человечество к хаосу: самым ярким доказательством этого могут быть наводящие ужас разнообразные типы бомб; некоторые из них уже были использованы. Эти бомбы и другое оружие массового поражения – следствие не невежества, а человеческого знания и, как правило, знания безответственного.
Клонирование человека, по замечанию богословов, это разрушение рамок, установленных Богом. Богословы, выступающие против клонирования, задают простые вопросы: «Кто является матерью клона?», «Кто его отец?», «Можем ли мы лишать клонированное существо права быть уникальным и отличным от других?»
А еще имеем ли мы право копировать чьето лицо, эту удивительную часть тела, через которую наша душа являет себя чудесам этого мира? Лицо каждого из нас индивидуально, отлично от другого. Оно творение Бога, подтверждение нашей подлинности. Не оскорбляет ли клонирование чудо уникальности и неповторимости каждого отдельного человека? Каким будет мир, в котором человек будет лишен права иметь свой уникальный облик со своими собственными проявлениями радости, тоски и задумчивости?
Арабский поэт писал: «О Человек! Ты никогда не сможешь смеяться спиной», указывая тем самым на удивительную тайну человеческого лица.
Бог творит, Бог не копирует. Бог один, но все, что Он творит, Он творит различно. Бог никогда не повторяет Себя. Современные богословские источники утверждают, что отмена или нарушение одного зако на ведет к отмене тысячи других ограничений. Например, когда современная наука сделала возможным суррогатное материнство, была пробита брешь в ограничениях, но на этом все не остановилось. После этого пали другие барьеры: биологический, этический, юридический, религиозный. Суррогатное материнство влечет за собой неразрешимую для рожденного ребенка религиозноэтическую проблему: женщина, которая дала жизнь ребенку, не является его матерью, а биологическая мать, которая дала материал для зачатия, не родила его.
Таким образом, решая проблемы материнства, мы создаем десятки других проблем.
Современные богословы, осознавая это, разумно отвергают клонирование, предупреждая о недопустимости преступления границ.
Но почему нам необходимо помнить об этих границах?
Возможно, потому, что нам даны широкие возможности, и они намного шире, чем у остальных творений. В то время как религия утверждает, что эти возможности могут успешно применяться только в границах дозволенного, шайтан, устами века технологий, наущает нас эти границы преодолеть
Принцип целостности
Принципы сдержанности и ограничения тесно связаны с явлением уникальности и целостности любого существа. Человек, птица, травинка, земляной червь – все это отдельные целостные существа. Но каждое существо реализуется как целостность в рамках другой, более широкой целостности. Единство человека не является автономным. Мы какимто образом связаны с многочисленными известными и неизвестными нам вещами, соединенными бесчисленными пуповинами, связывающими нас с видимыми и невидимыми явлениями. Мы вдыхаем воздух, способны ходить благодаря земному притяжению, находим пропитание в растительном и животном мире. Это примеры внешней целостности.
Но целостность имеет и внутренние аспекты. Богословы и философы, выступающие против клонирования, утверждают, что Божественный акт творения происходит как творение целого, а не копирования или создания составных частей. Пшеничное зерно – это целое, пчела – целое, птица – целое, человек – целое. Творение – это всегда создание целого. Невозможно родить только сердце, или только легкие, или другие органы, предназначенные для вживления.
Правда, существуют попытки оправдать намерения клонирования, объясняющие, что с помощью клонирования или копирования можно получить необходимые сердце, почки, коленный сустав или чтолибо еще. Но чтобы приобрести часть, мы должны клонировать целое, так как единственный путь получить часть – это вычленить ее из целого. Богословы единодушны в своем убеждении, что если клонирование пройдет успешно, оно вызовет целый ряд этических, нравственных и юридических проблем. Это потеря материнства, отцовства и детства, это потеря души. Клонирование – всего лишь очередная тщетная попытка силами технологии достичь бессмертия или хотя бы отсрочить смерть. Клонирование – это оскорбление человеческого достоинства, клонирование – это скрытая война, развязанная наукой, безответственным технологическим разумом против человеческой природы. Клонирование человека зашло слишком далеко, и современные теологи рассматривают его как бунт против Божественного порядка.
Религии утверждают, что вечность существует, но единственный путь туда – через смерть. В суре «ан-Наджм», в 24 аяте, говорится: «Разве человеку [самому] доступно то, чего он возжелает?»