facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Истоки исламского просвещения: медресе «Мухаммадия»

0

Одним из самых известных учебных заведений Казани начала XX века по праву считается медресе «Мухаммадия». Его возглавлял выдающийся религиозный деятель Галимджан Галеев (Баруди), который получил образование в бухарском медресе «Мир-гараб».

Медресе «Мухаммадия» находилось на Тихвинской улице, неподалёку от 5-ой (Галеевской) мечети и занимало три каменных корпуса. Один из них был построен в 30-х годах XIX столетия одновременно с Галеевской мечетью.

Там размещалось медресе, которым с 70-х годов XIX века заведовал мулла-ахун М. Сагитов. Но его взгляды на методы преподавания резко отличались от методов Г. Баруди, что впоследствии привело к расколу учебного заведения.

В 1881 году во дворе медресе было построено новое каменное здание на средства купца Мухамедзяна Галеева и пожертвования некоторых прихожан. Здесь расположилось второе медресе, которым целиком заведовал мулла Г. Баруди. Так возникло новое Галеевское медресе («Мухаммадия» названа в честь Мухаммедзяна Галеева). Но официально эти две духовные школы считались едиными. Лишь после смерти М. Сагитова, приблизительно с 1908 года, оба медресе окончательно объединились.

Медресе содержалось на средства вакуфа — из доходов от принадлежащей медресе недвижимости: домов, лавок, земли, лугов. Наиболее значительная сумма поступала по духовному завещанию купца Ахмеда Хусаинова от лавок на Нижегородской ярмарке, которые приносили 10 тысяч рублей в год. Свою лепту вносили шакирды и частные пожертвования.

В «Мухаммадии» взималась плата за обучение — 5 рублей в год. В старометодных медресе занятия были бесплатными, а средства могли поступать исключительно как садака.

Большинство шакирдов были уроженцами Казанской губернии. Также в «Мухаммадию» приезжали получать исламские знания ученики из Симбирской, Саратовской и Уфимской губерний России. Студенты, успешно окончившие полный курс, обычно поступали на должность муллы; остальные становились мугаллимами. Нужно сказать, что число выпускников медресе было довольно незначительным. Так, в 1906 году полный курс прослушали 12 человек, в 1908 и 1909 годах «Мухаммадию» окончили по 5 человек, а в 1907 году и вовсе не было выпуска.

Преподаватели получали жалованье — от 100 до 1000 рублей в год, в зависимости от знаний и опыта. Ежегодно перед началом занятий Совет медресе распределял педагогов по отделениям, назначал дисциплины, выбирал новые учебники, если прежние казались устаревшими. Совет также составлял расписание учебного дня: время занятий, обеда, чая, отдыха и прогулок. Преподаватели обязаны были следить за поведением и успехами шакирдов и докладывать Совету. Малоуспешные ученики исключались из медресе.

Шакирды располагались в жилых комнатах. При «Мухаммадии» существовал лазарет с приходящим врачом, визиты которого оплачивались из общих сумм. Вопреки распространённому среди мусульман обычаю давать приют больным и странникам, в медресе не дозволялось жить или ночевать посторонним. Деньги учеников хранились в особой кассе и выдавались им по мере надобности.

В начале ХХ века в «Мухаммадии» насчитывалось рекордное количество учащихся — 500 человек и 20 преподавателей-мугаллимов. Поступившие на учёбу шакирды получали полноценное светское и религиозное образование. В течение 12, а затем 14 лет они изучали татарский, арабский, турецкий, русский языки, математику, геометрию, физику, географию, психологию, педагогику, историю России и тюркских народов. В медресе царила атмосфера относительного свободомыслия: студенты могли объединяться в неформальные общества, выпускать рукописные газеты, журналы, ставить спектакли. Не случайно именно в «Мухаммадии» возникло мощное шакирдское движение подпольной организации «Берек», которая хотела провести радикальную реформу всех исламских учебных заведений, читален, учительских курсов волжских татар.

При поступлении в «Мухаммадию» у будущего шакирда контролировали состояние здоровья, спрашивали паспорт и позволение от воспитателей, письменное удостоверение о благонравии с прежнего места обучения. Также до начало обучения требовалось сделать полный взнос и иметь достаточно средств, чтобы безбедно прожить в течение зимы. Уличённые в испорченности или злонравии шакирды не принимались. Были и возрастные ограничения: для подготовительного класса начального отделения — моложе 7 и старше 10 лет; для первого класса второго отделения — моложе 12 и 15 лет. К тому же для перехода с одной ступени нужно было сдать экзамен: уметь декламировать Коран согласно требованиям таджвида, читать и понимать всякую тюркскую книгу, знать четыре действия арифметики, введение в географию и историю Ислама, понимать русский алфавит. Для поступления в высшие классы приходилось выдерживать экзамен по программе курсов низшей ступени.

Все учащиеся «Мухаммадии» с начала учебного года и до каникул были обязаны прилежно заниматься всеми без исключения науками по программе и в конце года продемонстрировать знания аттестационной комиссии. Отстающие шакирды исключались.

В медресе была установлена и форма одежды: пальто чёрного или тёмного цвета, маленькая чёрная шапочка, казакин или джуббя, резиновые галоши на ичигах или другой обуви. В холодные дни разрешалось надевать башлык. Шакирдам было запрещено носить шляпу, высокую шапку и короткую одежду.

Строгий распорядок царил и в интернате. Студентам выдавали кровать, шкаф для одежды и сундук, с которыми они должны были обращаться крайне аккуратно и сдать при отъезде из медресе. Время с 10 часов вечера до 6 утра отводилось на сон. Шакирды совершали пятикратный намаз с фардами и ваджибами в молитвенной комнате при медресе, но на пятничные богослужения ходили в соборную мечеть. Пропуск джума-намаза становился поводом для отчисления. Ученикам запрещалось посещать театры, кинематограф и литературные вечера. Особое дозволение выдавалось только для татарских лекций, признанных полезными.

Выпускниками медресе «Мухаммадия» стали многие известные люди: писатели Ф. Амирхан, З. Башири, Ф. Бурнаш, М. Гафури, К.Т инчурин, Г. Камал, Н. Исанбет, учёные, общественные деятели Г. Нугайбек, Г. Шараф, Г. Губайдуллин, артисты З. Султанов, Габдрахман и Габдулла Камал, композиторы С. Габяши, С. Сайдашев, художник Б. Урманче и другие. Также здесь собралась плеяда выдающихся мугаллимов и мударрисов: Галимджан Баруди, Ахметзян Мустафин, Саидгерей Алкин, Шахар Шараф, Юсуф Акчура, Габдулла Апанаев, Худжа Бадиги.

В 1890 году Махруй Барудия открыла первое в Казани мектебе нового типа для татарских девочек при медресе «Мухаммадия». После 1917 года медресе было расформировано. За годы существования это учебное заведение сыграло значительную роль в истории просвещения татарского народа и подготовке педагогических кадров для национальных школ.

Share.