106 сура Священного Корана была ниспослана в Мекке, состоит из четырёх аятов. Она получила название по слову в первой строке. По содержанию эта сура тесно связана с предыдущей, «аль-Филь», являясь её смысловым продолжением и толкованием. Всевышний обращает внимание на великие блага, дарованные курайшитам, смотрителям Каабы.
Аллах наделил их возможностью в полной безопасности ездить по торговым делам зимой в Йемен, летом — в Сирию (Шам). Курайшиты спокойно вели дела и получали хорошую прибыль в то время, когда другие племена подвергались нападениям разбойников.
Помимо этого Всевышний даровал им защиту в различных других жизненных ситуациях,
а также богатство и изобилие. Мекканцы, осознавая эту Милость, должны были поклоняться Тому, Кто накормил их и избавил от нужды и страха, но…
Сура «Курайш»
1. Ради единения племени курайш,
2. единения их во время зимней поездки [в Йемен] и летней поездки [в Сирию],
3. пусть они (т. е. курайшиты) поклоняются Господу этого храма,
4. который накормил их при голоде и избавил от страха [перед эфиопами].
Причина ниспослания
Эта сура носит назидательный характер: через пример курайшитов Аллах Тааля обращается ко всему человечеству. Люди этого племени стали свидетелями События со Слоном, могли извлечь урок из этой истории, обратиться к истинной вере и Всевышнему, который избрал Пророка из их среды. Всевышний Аллах помог курайшитам, когда Абраха с воинством слонов посягнул на величие Каабы и хотел стереть её с лица земли. Чёрный камень остался неприкосновенным, а нападающие были повержены: слоны остановились как вкопанные на пути к Каабе, а люди погибли под шквалом комочков обожжённой глины, которые принесли в клювах маленькие птицы абабиль. Изрешечённые тела воинов стали подобны листьям растений, изъеденных насекомыми, источенных вредителями. Но несмотря на эти знамения курайшиты не ответили на призыв к Единобожию и продолжали упорствовать в куфре (неверии), поклоняться сотворённым идолам. У них выработалось привыкание к владению выгодными торговыми путями, к дарованной Всевышним безопасности и пропитанию, к избранности…
Тафсир
1 — 2 Ради единения племени курайш, единения их во время зимней поездки [в Йемен] и летней поездки [в Сирию],
Чтобы курайшиты получили пользу от спокойствия и мира, Всевышний остановил замышленное против них зло, защитил и спас Каабу, тем самым повысив авторитет её хранителей. Курайшиты заслужили почёт в глазах других племён, полную безопасность в торговых делах, потому что им никто не препятствовал: никто не грабил их караваны по пути в Йемен и Сирию. Но даже такая Милость Всевышнего не остановила людей племени курайш от идолопоклонничества: они продолжали жить в неверии и притеснять тех, кому открылся истинный путь. Аллах Тааля, перечисляя дарованные им блага, помогает нам извлечь уроки из их примера. Всевышний проявил особое расположение к курайшитам, поскольку они стали хранителями Каабы — первого места для служения Творцу на Земле. Получается, что Он уже почтил мекканцев тем, что поселил их в этой благословенной местности, а эти земли — тем, что в них находится Байтуллах — дом Аллаха. Всевышний выбрал именно племя курайш хранителями Каабы. Об его особом положении и достоинствах сказано в хадисе, дошедшем до нас через длинную цепочку передач, последнее звено которой — Умму Хани бинт Абу Талиб (Асбабу Нузуль Суюти, т. 2, стр. 210. Стамбул, изд-во «Фатих»). Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Воистину, Аллах выбрал и почтил курайшитов семью достоинствами и особенностями, которыми никого не одаривал до них и после них:
1. Я из их числа, я — выходец из этого племени.
2. Пророческая миссия была ниспослана тому, кто из их числа.
3. Они — те, кто хранят Каабу и покрывают её покрывалом.
4. Они — те, кому поручено раздавать воду Зам-Зам паломникам во время Хаджа в Мекке.
5. Они — те, кому Всевышний даровал победу в Событии со Слонами.
6. Потом они семь лет поклонялись Аллаху, когда в это время никто не мог совершать богослужения.
7. И только в их честь была ниспослана и названа сура Священного Корана: ни одно племя не было удостоено такого почёта».
А после этих слов прочитал суру «Курайш».
За все эти блага Всевышний Аллах просит только об одном — это условие содержится в следующем аяте.
3. пусть они (т. е. курайшиты) поклоняются Господу этого храма,
Всевышний желает, чтобы Его рабы искренне совершали богослужения, зная о том, Кто является благодетелем и истинным Создателем. От курайшитов требовалась благодарность. Толкователи Корана замечают, что в арабском тексте перед глаголом «йаъбуду» стоит усилительное условие «фа»: это подчёркивает обязательность действия. Мекканцы непременно должны выражать признательность за столь явные блага, даже если не замечают других щедрот Всевышнего. Безопасные караванные пути в Йемен и Сирию — это наиболее значимые дары Аллаха, к которым они успели привыкнуть: местность, где находится Кааба, — неплодородная, там невозможно заниматься животноводством и земледелием. Если бы курайшиты не владели торговыми путями, то просто не смогли бы выжить в этих условиях. Но Милосердный Аллах показывает им выход — заработать ризк и приобрести имущество через ведение торговых операций. Всевышний указывает, что мекканцы должны стать Его рабами, а не поклонниками придуманных рукотворных идолов.
Курайшиты должны внять и не сопротивляться призыву Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), узнать Истину, оставить ширк и поклоняться Хозяину этого Дома. Им необходимо признать Каабу местом служения Всевышнему, совершать намаз в этом направлении, поклоняться Создателю.
4. который накормил их при голоде и избавил от страха [перед эфиопами].
Здесь говорится о самых разнообразных опасениях. Так как Событие со Слоном ещё было живо в памяти курайшитов, то сделан акцент и на страхе перед ним. Но когда все народы жили в тревоге за свои жизни, племя курайш отличалось от остальных тем, что все соблюдали их права, почитая как служителей священного места — Каабы. В Коране о них говорится так: «Неужели [жители Мекки] не знают, что Мы превратили [их город] в безопасное заповедное место, в то время как вокруг них [постоянно] нападают на людей? Неужели же они веруют в ложь и не признают Милость Аллаха?» (Сура «аль-Анкабут», 29 / 67).
Таким образом, благодаря этим обязательствам курайшиты получили право на неприкосновенность.
Ибрахим (алейхиссалям) в свое время делал дуа за тех представителей своего рода, которые всей душой преданы Всевышнему. В Коране говорится: «[Вспомни,] как воззвал Ибрахим: «Господи! Даруй этой стране безопасность и даруй удел плодами тем из её жителей, которые уверовали в Аллаха и в Судный День». Аллах ответил: «А тем, которые не уверовали, Я дарую [земной] удел ненадолго, а затем подвергну наказанию огнём. И недобрый же это исход»» (Сура «аль-Бакара», 2 / 126).
И ещё Ибрахим (алейхиссалям) просил за верующих этой местности: «Господи наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где не растут злаки, у Твоего заповедного храма. Господи наш! Пусть они творят молитву. Склони сердца людей к ним, надели их плодами, — быть может, они возблагодарят [Тебя]» (Сура «Ибрахим», 14 / 37).
Разве не следует курайшитам поклоняться Тому, Кто даровал им свободу передвижения, безопасность в пути и оградил от страха? В те времена на Аравийском полуострове никто не мог спать спокойно: люди каждую минуту ожидали сражений, потому что маленькие племена без конца нападали друг на друга. Никто не мог выйти за границы местности, принадлежащей его народу. Отправиться в путь в одиночку означало попасть в рабство или же получить верную смерть. Ни один караван не был защищён от нападения разбойников и грабителей. Некоторые богатые купцы могли отделаться большим выкупом или взяткой. Но караванам курайшитов никто не смел чинить препятствия, и они в этих землях спокойно совершали торговые операции. Их называли «служителями Каабы». Курайшиты не боялись, что кто-то нападёт на Мекку, так как никто не мог даже повысить голоса на них. Они отправлялись в путь и в одиночку, лишь сказав: «Я из Харама (охраняемой местности)». Потому что народ Аравии выражал почтение не только Каабе, но и тем, кто жил рядом со святыней, — жителям Мекки.
Но курайшиты воспротивились увещеванию Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), опасаясь, что их особое положение изменится. Эта сура как раз и призывает мекканцев принять его призыв к Единобожию и поклоняться Господу этого храма. Ансари говорил: «Шукр (благодарность) — это слово означает «осознавать благо». Потому что благодарность приводит к Тому, Кто даёт. Поэтому в Коране об Исламе и вере говорится как о шукре. Напротив, отрицание факта, что все блага исходят от Всевышнего, как раз и является куфром (неверием). Бишри Хафи разъяснял: «Недостаточна благодарность языка и слов. Признательность глаз — видеть доброе и благое, но отворачиваться от запретного. Благодарность ушей — воспринимать всё доброе и сразу забывать плохое. Шукр рук в том, чтобы не касаться тех, до кого не имеют права дотрагиваться. Благодарность живота в наполнении его разрешённой пищей. Благодарность ума и сердца — знания и мягкость. Признательность ног — не ходить куда-либо помимо правильного пути. Если человек будет так поступать, то его можно назвать умеющим благодарить».