Толкование суры 94, «аль-Инширах» («Раскрытие»)
Сура «Инширах» была ниспослана в Мекке. В восьми аятах суры повествуется о высоком положении Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) перед Аллахом, о многих благах, дарованных ему: вере, успокоившей его сердце, освящении его сердца знанием и мудростью, открытии ему тайн, очищении и оберегании его от грехов. Этой сурой Всевышний Аллах ниспосылал Своему Пророку поддержку и утешение в то время, когда неверующие оскорбляли его и подвергали жестоким гонениям.
Всевышний Аллах, задавая вопросы: «Разве Мы не раскрыли тебе твою грудь? И не сняли с тебя твою ношу, которая тяготила твою спину? И возвысили твое поминание?» — подчеркивает, сколь велика Его забота о Своем Пророке.
В другом аяте говорится о том, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) возвеличен в мире бренном и в вечности и что его имя стоит в одном ряду с Именем Всевышнего. Аллах в конце суры приводит самое главное утешение: «Ведь, воистину, после трудностей (наступит) облегчение…»
Суру «Инширах» («Раскрытие») следует читать, когда человеком овладевает безысходность и душевная пустота, когда грудь его сжимают тягостные предчувствия. Эту суру читают перед началом любого дела, а также перед каким-либо важным уроком, моля Всевышнего о том, чтобы Он очистил человеку его сознание и открыл перед ним горизонты духовности и Истинного Знания.
Бисмилляхир-рахмаринир-рахим
- Разве не раскрыли Мы (для Веры) сердце твое (, о Мухаммад)?
«Мухаммад! Мы раскрыли твою грудь. И дали стойкость твоему сердцу перед всеми бедами. И чтобы ты смог совершить призыв к Истине, Мы дали душе твоей успокоение и уверенность. Мы освятили твое сердце светом Истинного Знания и веры, чтобы сердце твое было в состоянии рады, то есть с благодарностью и пониманием умеющим принимать все, что случается с тобой, и то, что тебя ожидает. Сердце твое находится в состоянии мутмаин, то есть таково, что в нем не осталось ни сомнений, ни страхов, а есть в нем умиротворение и спокойствие Веры, чтобы смог ты нести груз возложенного на тебя обязательства распространения Истинной Веры» (Из тафсира «Фуркан», стр. 548).
Ибн Касир так трактует смысл этого аята: «Мы озарили сердце светом и сделали его большим и просторным, чистым. И точно так же, как Всевышний Аллах открыл и очистил, сделал просторным сердце Пророка, столь же чист, понятен, глубок Закон Бога (Шариат), который он открыл людям. В нем нет ни трудностей, ни тяжести, ни узости…(Мухтасар Ибн Касир). Абу Хаййан говорит: «… чтобы Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) мог воспринять Истину во всей полноте и широте и чтобы успокоить его, Всевышний Аллах раскрыл его грудь, то есть расширил, очистил». Такова точка зрения большинства религиозных ученых. Некоторые из них для толкования этого аята обращаются к биографии Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), к преданию о том, что в детстве к нему приходил ангел Джабраиль (алейхиссалям) и, раскрыв его грудь, очистил сердце Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) водой из иточника Зам-зам.
2-3. Не облегчили ношу твою, отягчавшую спину твою?
Под «ношей» нужно понимать трудности, которые испытывал Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) во время своей миссии. Всевышний Аллах говорит о том, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) освобожден от груза переживаний, от тех ошибок, которые по своей человеческой природе он мог совершать. Поскольку переживания его по этому поводу велики, для человека такого высокого духа, как он, не ошибка, не грех, а даже незначительная склонность к греховному уже является поводом для беспокойства и совершения тауба.
4. Разве не Мы возвысили упоминание (имени) твоего?
Всевышний Аллах в этом мире и в мире вечном возвысил положение Своего Пророка, возвеличил его славу, которой не удостоено ни одно творение Всевышнего. Абу Хаййан говорит: «Когда бы ни упоминалось имя Аллаха, то обязательно наряду с ним звучит имя Посланника: при произнесении исламского свидетельствования веры, при призыве на молитву, во время совершения намаза. Всевышний Аллах, возвеличив имя Своего Пророка, подчеркивает Свою любовь к нему. В сердце мусульманина любовь к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) крепка и искрення.
5. Ведь, воистину, за тягостью – облегчение;
Всевышний Аллах ниспослал эту суру, когда Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) и асхабы испытывали большие трудности и находились под гнетом мекканских мушриков. И в это время Аллах Тааля обещает своему любимому Пророку, что из сложного положения найдется выход, чтобы его сердце обрело покой. В тафсире «Савфатут–Тафасир» приводится такое толкование: «Аллах Тааля утешает его, говоря о том, что Тот, кто дал тебе это великое благо, без сомнения, поможет тебе выстоять в противостоянии с мушриками и возвысит религию твою. Недалеко то время, когда все эти трудности обернутся легкостью для тебя и для твоей уммы».
6. Воистину, за тягостью – облегчение.
Всевышний Аллах еще раз повторяет слова предыдущего аята, чтобы подчеркнуть неминуемость обещанного блага. Аллах Тааля сочетает тяготы с облегчением. В одном из хадисов Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) говорится: «Одна трудность не сможет одержать верх над двумя освобождениями от трудностей». Облегчение является неотъемлемой частью любой трудности, освобождение от трудности заложено в сущности самой трудности.
7. Когда же освободишься ты (от дела), то обратись к (молитве).
Пророк! Совершив одно благодеяние, тотчас начинай проявлять усердие для совершения другого благодеяния. Молись Господу Своему. И как завершишь дела дуньи, приступай к зарабатыванию саваба для Ахирата.
8. И устреми (помыслы) к Господу своему.
Пророк! Все свои желания направь не к этой быстро проходящей дунье, а к миру вечному. Усердно поклоняйся Аллаху и не уставай поклоняться ему искренне и неустанно ради того, чтобы заработать Его благоволение.
Истинное знание принадлежит Аллаху.
Источники:
Сабуни «Сафва ат-тафасир» (в 3-х т.)
Эльмалылы Хамди Язар «Истинная религия. Язык Корана».