По мнению учёных Ислама, человек должен делать тауба за все совершённые им грехи. Если грех был только перед Аллахом, без причинения вреда людям, то для тауба есть три обязательных условия:
1. Отказаться от совершения этого греха.
2. Раскаиваться, сожалеть о содеянном.
3. Иметь твёрдое намерение впредь этот грех не совершать.
Если в результате совершения греха был причинён вред другому человеку, то для тауба есть четыре обязательных условия:
1. Отказаться от совершения этого греха.
2. Раскаиваться, сожалеть о содеянном.
3. Иметь твёрдое намерение впредь этот грех не совершать.
4. Возместить нанесённый ущерб. Например, за ифтира (недоказанное обвинение в зина, прелюбодеянии) обидчик должен просить прощения у обиженного и предоставить ему право либо простить, либо наказать его за причиненный вред.
Если ущерб заключался в злословии и сплетнях, то у пострадавшего также необходимо просить прощения.
Согласно мнению ученых ахли-сунны, если человек совершил тауба только за часть своих грехов, то оставшиеся так и останутся за ним. Именно поэтому тауба обязательно совершать за все грехи.
Доказательства необходимости тауба содержатся в Коране, хадисах и заключениях исламских учёных. В Коране сказано: «О, верующие! Делайте покаяние, тауба Аллаху, может быть, вы добьётесь успеха (будете спасены от того, чего страшились и обретёте то, что желали)» (Сура «ан-Нур», 24/31).
Тауба – путь через прощение грехов к обретению спасения и успеха. В аяте с повелением совершать покаяние Всевышний Аллах обращается ко всем верующим. Это говорит о том, что не бывает людей без грехов и ошибок.
Обращение каждого человека к Всевышнему за избавлением от своих грехов является залогом здоровья всего общества. Совершая тауба, человек признаёт свои ошибки, перед Богом берёт на себя обязательство не совершать их впредь, прибегает к Милости Аллаха, осознавая, что только Он прощает грехи.
В Коране сказано: «О, верующие, делайте тауба, раскаивайтесь перед Аллахом покаянием искренним (тауба насуха)» (Сура «ат-Тахрим», 66/8).
Искреннее тауба (тауба насуха) означает признание своего греха и раскаяние в нём. Человек должен испытывать угрызения совести за совершённый проступок и твёрдо намериться больше никогда его не повторять.
Тот, кто делает тауба насуха, раскаивается в грехе на словах и сердцем, старается быть далёким не только от его повторного совершения, но и от всего, что может к нему привести.
Как передал Абу Хурайра (радыяллаху анху), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Клянусь Аллахом, я делаю истигфар и тауба Аллаху больше семидесяти раз в день» (Бухари, «Дават», 3; Ибн Маджа, «Адаб», 57).
В арабском языке слово тауба означает «возвращение». В данном случае имеется в виду возвращение от зла, отказ от дурного, признание совершённого грехом и раскаяние в нём. При тауба необходимо отказаться от греха, осознавать зло содеянного и испытывать к нему отвращение.
Совершив тауба, не следует останавливаться, необходимо искупить свои грехи благодеяниями и молитвой, служением Аллаху.
Для тауба нет определённого времени, но поскольку человек не знает, сколько отмерено ему прожить, лучше делать истигфар и тауба при первой же возможности. Согласно некоторым риваятам, считается предпочтительным встать ночью в предрассветное время (лучшее для молитвы), совершить намаз в два ракята, а потом сделать тауба и истигфар.
Образец служения Аллаху, Посланник Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), подчиняясь приказу Всевышнего в приведённом выше откровении, делал тауба больше чем семьдесят раз в день. В другом хадисе говорится, что Пророк делал тауба сто раз в день.
В большинстве случаев числа «семьдесят» или «сто», которые встречаются в хадисах, употребляются, чтобы подчеркнуть большое количество чего-либо. Возможно, когда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что делает тауба семьдесят или сто раз, он имел в виду, что вспоминает Всевышнего Аллаха очень часто.
Известно, что Аллах оберегал Своего Посланника (салляллаху алейхи ва саллям) от грехов. Тауба и истигфар Пророк совершал для того, чтобы показать важность и значимость покаяния для своей уммы. Кроме того в хадисе содержится указание на то, что никто не может поклоняться Всевышнему Аллаху так, как Он того достоин.
Пророки — избранники Аллаха. Они ближе к Нему, знают Его лучше других, благодарят Его больше других и вместе с тем признают, что перед Ним их богослужение недостаточно и несовершенно. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) делал тауба и истигфар, потому что, занимаясь повседневными делами или разрешая проблемы мусульман, не мог совершать зикр, поминать Всевышнего совершенным образом, то есть полностью предавшись этому. Как сказано в другом риваяте хадиса, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «И моё сердце может отвлечься (от зикра). И я делаю истигфар (прошу у Аллаха прощения) сто раз в день» (Муслим, «Зикр», 41).
Если наш любимый Пророк каждый день так часто просил прощения у Аллаха, не совершая грехов, то наверное мы, грешные люди, должны делать тауба тысячи или, следуя сунне Пророка, хотя бы сто раз в день!
Истигфар – означает вместе с мольбой к Аллаху о прощении держаться вдалеке от греха. Это то, что касается человека. От Аллаха, делая истигфар, мы ожидаем Его Милости и Прощения, спасения от Ада.
Согласно высказыванию праведного Али (радыяллаху анху), есть два пути к спасению от наказания Аллаха. Первый, который, к сожалению, нам уже не доступен – находиться рядом с Пророком Мухаммадом (салляллаху алейхи ва саллям). Второй, которого мы должны крепко держаться – это истигфар. В Коране сказано: «Аллах не станет наказывать их, когда ты находишься среди них. Аллах не станет наказывать их, когда они делают истигфар» (Сура «аль-Анфаль», 8/33).
Какую великую возможность подарил нам Всевышний Аллах! Разве можно после этого потерять надежду на его Милость? Он Сам обещает в аяте, что не будет нас наказывать до тех пор, пока мы просим у Него прощения. Зная об этом, что может лишить нас надежды на спасение или помешать нам покаяться в грехах?
Уроки, полученные из хадиса:
1.Каждый день человек должен отчитываться перед собой, стараться вспомнить совершенные им грехи и ошибки. После этого за них следует просить у Аллаха прощения.
2. Отношение Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) к своему Создателю, его богобоязненность должны служить образцом для всей уммы.
3. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), который был прощён за бывшие и будущие ошибки и защищён от совершения грехов, просил у Аллаха прощения больше чем семьдесят раз в день. Поэтому нам, простым грешным людям, надо каяться хотя бы столько же.
4. Истигфар и тауба – великая Милость Аллаха. Покаяние служит мусульманам очищением и обновлением. Пока не наступит Судный день, двери покаяния открыты для каждого на протяжении всей его жизни.