facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Умар ибн Абд аль-Азиз: правитель, которому доверяли

0

Умара ибн Абд аль-Азиза называют пятым праведным халифом. Он — потомок сахаба Умара ибн Хаттаба. Однажды ночью второй праведный халиф обходил улицы Медины и услышал разговор. Женщина хотела разбавить молоко перед продажей, но благочестивая дочь остановила её именем Всевышнего. Умар (радыяллаху анху) решил, что эта девушка достойна стать женой его сыну. От этого благословенного никаха в 680 году родился Умар ибн Абд аль-Азиз.

 

Его отец был амиром в Египте и позаботился, чтобы сын получил хорошее образование и воспитание. Юноша с детства впитывал знания у самых известных учёных и выдающихся сподвижников Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). В итоге Умар уже в возрасте 25 лет стал главой Медины. Одним из первых указов он собрал десять лучших алимов и сказал им, что ничего не сделает без их одобрения.

Потом он приказал отремонтировать дороги, вырыть новые колодцы и восстановить старые. Также он повелел расширить мечеть Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Умар делами показал, что живёт и судит только по Корану и Сунне. За это через год его назначили наместником Медины, Мекки и Тайфа.

Устав от государственной службы, через 6 лет Умар стал солдатом и отправился на войну с Византией. Но вскоре халиф — его дядя Сулейман ибн Абд аль-Малик перед смертью решил передать власть любимому племяннику. После кончины правителя завещание огласили при большом стечении народа, но Умар публично отказался от этой тяжёлой ноши. Однако все единогласно присягнули новому халифу. Умар ибн Абд аль-Азиз стал правителем огромной державы, включавшей в себя Аравийский полуостров, Северную Африку, Индию, Среднюю Азию, Иран, Ирак, Северный Китай, Закавказье, Северный Кавказ, Египет, Испанию, юг Франции.

После этого он пригласил к себе трёх алимов и признался: «Поистине, я испытуем этим несчастьем. Дайте же мне совет». Учёный по имени Салим сказал: «Если ты желаешь спасения, то соблюдай пост по отношению к мирским соблазнам. И пусть твоим ифтаром будет смерть». Ибн Кааб сделал другое наставление: «Если ты хочешь спастись от наказания Аллаха, то пускай старший из мусульман будет для тебя отцом, средний — братом, а младший — твоим ребёнком. Почитай же своего отца, уважай своего брата и будь жалостлив к своему ребёнку». Третий учёный сказал: «Давай людям то, что сам любишь. И не желай для них того, чего не желаешь себе. А после можешь умирать».

Новый халиф славился скромностью и набожностью, хоть владел огромными богатствами. Он покинул великолепный дворец Омеядов и поселился в простом доме. Своей жене Фатиме он сказал: «Если ты желаешь дальше жить со мной, то отдай в казну всё, что принадлежит тебе». Благочестивая супруга последовала примеру мужа и сдала в казну даже украшения. Единственным доходом Умара остался земельный участок, который приносил всего лишь 200 динаров в год. Он жил как самый бедный гражданин халифата и порой задерживался на пятничную проповедь, дожидаясь, пока высохнет выстиранная одежда.

Он старался не тратить понапрасну казённое имущество: когда работал с правительственными бумагами, то использовал одну свечку, когда же вёл личные записи, то тушил государственную и зажигал собственную. Однажды Умар очень захотел мёду. Жена отправила за ним слугу в ближайшее селение. Но халиф разгневался: «Как ты могла отправить человека ради моего желания?» Он велел отнести кувшин с мёдом на базар, а вырученные деньги вернуть в казну. Его бережное отношение к людям достойно восхищения. Когда Умару предложили выделить огромную сумму на украшение Каабы, он воскликнул: «Голодные мусульмане более нуждаются, нежели Кааба!»

Однажды халиф повелел своим родственникам вернуть все взятые из казны деньги. Все удивились, и Умар пояснил: «Вам дарили дворцы, драгоценности, вы брали ненужные налоги, взятки». Он начал составлять списки имущества, и в итоге многим почти ничего не оставил, так как их сокровища были накоплены неправедным путём. Богатым и изнеженным родственникам халифа пришлось потуже завязать пояса. Имам Газали в книге «Наставление правителям» приводит такой пример. Три дочери Умара ибн Абд аль-Азиза в день Арафат со слезами на глазах попросили новую одежду. Он позвал хранителя казны и приказал ему: «Дай моё месячное жалованье на месяц вперёд». Но слуга возразил: «О, повелитель правоверных, если ты считаешь, что проживёшь месяц, тогда возьми свое жалованье». Умар растерялся и сказал: «Это — лучшие твои слова, да благословит тебя Аллах!», а потом велел дочерям сдерживать желания, чтобы войти в Рай».

На строгое отношение халифа Умара к жизни повлияла дружба с известным учёным и аскетом Хасаном аль-Басри. Они часто общались и вели переписку.

Придя к власти, Умар кардинально преобразовал общество. Он предоставил подданным право на свободное перемещение, приказал построить хорошие дороги и постоялые дворы для путников, выкопать множество колодцев. Правитель велел полностью обеспечить учёных и исследователей: «Научные искания не должны отвлекать от материальных проблем». Каждый житель халифата, обременённый долгами, независимо от вероисповедания, получал гарантию их погашения за счёт специальных государственных фондов. Каждый желающий обзавестись семьей получал необходимую сумму из казны.

В результате экономических реформ Умара вырос уровень жизни населения — в халифате практически не осталось нищих. Люди затруднялись найти тех, кому можно было отдать закят. Чтобы искоренить чиновничий произвол, он поднял жалованье всем государственным служащим. Умар смещал с должностей наместников, которые правили несправедливо и растрачивали казённые средства. Кроме того, во все провинции был разослан указ: «Пусть входит ко мне без разрешения тот, кого притеснили». Этот закон предусматривал оплату дорожных расходов просителя в зависимости от расстояния.

Умар приказал рассыпать пшеницу на вершины холмов, чтобы даже птицы не знали нужды. Однажды халифу сообщили, что в Египте на верблюдов взваливают слишком много груза, и тогда разгневанный правитель приказал давать отдых животным. При Умаре практически не было тюрем. Многие попадали туда из-за долгов, тогда халиф платил за них из казны и отпускал. Также он устранил спекуляцию — установил на товары ценовые рамки: довольны были и покупатели, и торговцы. Умар выкупил всех пленных мусульман, полностью взял на государственное обеспечение сирот и вдов.

Время правления Умара ибн Абд аль-Азиза называют эпохой распространения истинной веры. Жители провинций в массовом порядке принимали Ислам. Наместники этих земель опасались уменьшения налоговых поступлений и предложили халифу сохранить джизью (годовой налог с немусульман) для новообращенных. Но Умар возразил: «Аллах отправил Пророка Мухаммада направляющим на прямую стезю, а не сборщиком налогов!» Жители халифата любили Умара за кротость характера и справедливое правление. Однажды правитель Хоросана попросил разрешения на применение силы против местного населения. Разгневанный халиф воскликнул: «Ты лжёшь! Их исправит только справедливость и Истина. Не забывай, Аллах погубит тех, кто бесчинствует».

Умар проводил активную проповедническую политику, поощрял и почитал исламских богословов, уделял очень большое внимание просвещению мусульман. Известно, что халиф не спал по ночам, а совершал намазы и читал Коран. … Его семья часто видела, как тот плакал во время богослужений. Однажды он начал так громко плакать, что разбудил Фатиму. Умар объяснил прибежавшей супруге: «Аллах в Коране говорит, что часть людей попадут в Ад, и часть — в Рай. Я боюсь оказаться среди тех, кто будут находиться в пламени». Тогда они вдвоём молились и плакали до самого рассвета.

Интересно, что при Умаре некоторые арабы стали гордиться своим происхождением. Тогда праведный халиф полностью уничтожил национализм — запретил арабам превозносить себя хоть чем-то перед другими людьми. Он напомнил им слова Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) «Аллах смотрит только на богобоязненность, и люди неравны только по своему иману».

Но аскетичный образ жизни халифа, его честное отношение к казне и реформы явно претили неуёмным и алчным желаниям некоторых подданных. Спустя всего лишь два года эпоха справедливого правления была прервана. В возрасте 40 лет Умар внезапно умирает. По одной из основных версий, халифа отравили его приближённые из рода Омеядов. Умар ибн Абд аль-Азиз за это короткое время показал пример благородного правления по шариату, когда Коран и Сунна — глаза и сердце государства. Его называли махди — человеком, который находится на правильном, праведном пути и ведёт других к Истине. Тем, кого Всевышний Аллах оберегает от ошибок и проступков в религиозных вопросах. Тем, кто вместо разгула несправедливости и гнёта восстановит справедливость на земле.

Халиф Умар ибн Абд аль-Азиз погиб в Дамаске, в месяце Раджаб 101 года Хиджры, что соответствует 720 году по христианскому летоисчислению. Он похоронен в местечке Бидияр Шарки рядом со своей супругой Фатимой.

Share.