Наглядный пример — главный метод мусульманского воспитания. Помня об этом, только так родители смогут воспитать культурного ребёнка. Желая обучить его правилам этикета, в том числе приёма пищи, оба родителя, как отец, так и мать, должны, прежде всего, сами демонстрировать соответствующее поведение за столом. Для этого всякий раз начинать трапезу следует с произнесения формулы «бисмиллях» (Во имя Аллаха), а заканчивать словами, восхваляющими Бога — «альхамдулиллях».
Важно, чтобы дети понимали значение и смысл этих выражений и произносили их искренне. К тому же, искренность свойственна детям, и если мы хотим, чтобы слова обращения к Аллаху говорились ими от всего сердца — для этого можно провести с ними обучающую беседу. Например, такую:
— Когда мы хотим что-нибудь купить на рынке — за это приходится платить деньги. Но разве продавцы являются истинными владельцами продуктов и других товаров?
— Конечно, нет. Истинный владелец всех вещей — Аллах. Как ты думаешь, что бы Он хотел видеть взамен всех этих благ?
— От нас он желает три действия по отношению к Нему: зикра (поминания), созерцания и благодарности. Для этого и следует всегда перед едой произносить «бисмиллях» — так мы поминаем Аллаха, а в конце — «альхамдулиллях» — так благодарим Его. А созерцать Всевышнего мы сможем, если во время еды будем размышлять о том, что никто из миллионов Его созданий не оставлен без пропитания — Бог позаботился сотворением источника пищи для каждого.
В большинстве мусульманских семей детей учат не забывать произносить «бисмиллях» и «альхамдулиллях», а о «созерцании, размышлении, тафаккуре» — третьем, не менее важном действии — часто забывают, не объясняя, откуда, например, на обеденном столе все эти блага. Следовательно, мы совершенно не побуждаем детей задумываться, кем на самом деле даётся нам пропитание, какой путь изготовления прошли те или иные продукты, прежде чем стать буханкой хлеба или молоком и тому подобное. Таким образом, отсутствие созерцания Милостивого принижает ценность полученных от Него благ, и, соответственно, без обучения такому созерцанию невозможно привить детям уважение к дарам Аллаха и умеренного их потребления.
К тому же, если мать станет выбрасывать в мусорное ведро остатки пищи, чёрствый хлеб и другие, по её мнению, не пригожие в дальнейшем продукты, то её дочь, видевшая это, в будущем станет поступать так же, проявляя неуважение, бескультурье и просто неблагодарность Аллаху за Его заботу о человеческом пропитании.
Научить ребёнка понимать, какой вред мы приносим, излишествуя, своему организму, стоит ещё в дошкольном возрасте, когда человек получает свой основной жизненный опыт, крепко закладывающийся в подсознание. Игра — ведущий вид деятельности и, соответственно, любимое занятие детей этого возраста, с её помощью они лёгко усваивают новые знания, приобретают необходимые умения и навыки.
Таким образом, собравшись всей семьёй, например, за ужином, можно предложить ребёнку поиграть в игру «Как и откуда приходит к нам пропитание». В первый раз предметом игровой ситуации может послужить хлеб, в другой раз — овощи, фрукты и так далее. Предложив ребёнку поиграть в эту игру, начать следует сразу с вопроса: «А ты знаешь, как этот хлеб попал к нам на стол?». И вместе с ребёнком все члены семьи восстанавливают цепочку изготовления обсуждаемого продукта, в данном случае, хлеба. Будет хорошо, если удастся показать малышу несколько зёрен: «Вот из таких пшеничных зёрнышек делается хлеб. Интересно, откуда они берутся?». И здесь добавляются следующие игровые действия: можно взять нить, оба её конца дать в руки ребёнку, а с другой стороны своей рукой, держась за нить, имитировать движения, будто пашется земля.
В конце игры следует обязательно подвести итог, пересказав всю цепочку изготовления хлеба: «Пшеничные зёрна высаживает в землю фермер, потому что без земли зёрна не смогут прорости и дать колосья. Как зёрна, так и землю создал Аллах. Обязанность фермера лишь посадить зёрна в землю. Однако высаженные в землю пшеничные зёрна нуждаются во влаге, тепле, свете и воздухе. Всем этим их обеспечил Аллах, сотворив дождь, солнце, атмосферу… Находясь в благоприятных условиях, зёрна прорастают в колосья. Один колосок в будущем даёт от 20 до 30 новых зёрен. Фермер их собирает и отправляет на ток, где зёрна тщательно отделяются от остей, шелухи и соломы, после чего ими заполняются мешки, которые отвозят на мельницу. Там обработанные зёрна мельником перемалываются в муку. Затем уже мукой заполняют мешки и отправляют их в пекарню. Пекарь, наполняя котёл мукой, всё это заливает водой, и тщательно месит тесто. Затем, разделив тесто на небольшие буханки, закладывает в печь, где после выпечки получается душистый хлеб. Затем его развозят по магазинам, и только после этого хлеб попадает к нам на стол».
В заключение, необходимо сказать ребёнку, что если мы, по своей нерадивости, выбрасываем хлеб, то, таким образом, в первую очередь, проявляем неуважение к создавшему пшеничное зерно — Аллаху; затем к фермеру, посадившему и собравшему его; мельнику, смоловшему его; пекарю, испёкшему из него хлебное изделие; и, в конце концов, отцу, который трудился и заработал деньги, чтобы купить этот продукт. Однажды со мной произошёл такой случай. Когда я был в Америке (учился в магистратуре), подрабатывал в открытой столовой, похожей на буфет. Все посетители нашего заведения могли позволить себе выбрать какое угодно блюдо, фрукты, напитки и при этом — в любом количестве. Удивительно, что на входной двери висела надпись, подобная коранической: «Ешьте, пейте, однако не излишествуйте!». И как-то раз я обратил внимание на одного из своих знакомых из Китая: заканчивая есть, он пытался из своей тарелки выловить последнее рисовое зёрнышко. Я спросил его: «Зачем так мучаешься? Оставь это зёрнышко». На что тот ответил: «Если каждый китаец выбросит одно зёрнышко, сколько же тон риса получится?! Мы — густонаселённая страна, но не на столько богаты, чтобы растрачивать своё достояние». «Но ты ведь сейчас не в Китае», — продолжил я, — а в Америке, и оставленное в твоей тарелке рисовое зёрнышко, если и принесёт убыток, то не твоей стране». Улыбнувшись, он сказал: «Приносить таким образом убытки даже другой стране — тоже не достойно». Мне пришлось только поздравить друга с проявлением чести как хорошо воспитанного человека. И я поделился с ним своими размышлениями, рассказав, что по этому поводу говорится в Коране, после чего он остался довольным нашей беседой:
«<…> Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Аллах не любит излишествующих» (Сура «аль-Араф», 7/31).