Посещение в начале или в конце Хаджа и Умры могилы Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), находящейся в одном из двух величайших городов Ислама — Лучезарной Медине (аль-Мадинатуль-Мунаввара), позволяет паломнику проникнуться величием этого уникального места. Посещение Медины неизменно становится украшением сердца мусульманина, запечатлевшись в нём дивными переплетениями любви к Аллаху и Его Посланнику (салляллаху алейхи ва саллям).
Пусть каждый паломник ощутит на этой священной земле благодать вечной памяти Посланника Аллаха Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), посетив его благословенную могилу (ар-Раудатуль-Мутаххара) и придя к осознанию его величия как непревзойдённого творения во Вселенной. Пусть, ощущая величие и почтение к этому благословенному месту, паломник почувствует себя частью его единой уммы. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Ибрахим установил запретной территорией аль-Маккатуль-Мукаррама. Подобно ему и я, вознеся молитву, установил запретной территорией аль-Мадинатуль-Мунаввара» (Бухари, «Фазаилюль-Мадина», 6; Муслим, «Хадж», 462).
Ощущения пришедшего к могиле Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) должны достичь того состояния, которое можно было бы сравнить с состоянием испытавшего в своём сердце любовь, не сравнимую ни с какой любовью на свете: ни с любовью к своей жизни, ни с любовью к своему имуществу, ни с любовью к своим детям. Великий Аллах назвал Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) хабиби, что значит «мой любимец». Тем самым Он удостоил его Своей особой благосклонности, а умме его повелел проявлять к нему наивысшую степень любви.
Каждый паломник должен поддерживать в своём сердце и делиться с окружающими искрой зародившейся в сердце любви к наилучшему из творений во Вселенной. Сам Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) советовал каждому мусульманину проявлять любовь к горе Ухуд, выделив её из сотни тысяч подобных гор. Поэтому при её посещении рекомендуется как можно дольше обозревать окрестности горы, испытывая при этом и любовь к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). В одном из хадисов Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Ухуд нас любит, полюбим же и мы его» (Бухари, «Джихад», 71).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) переименовал город, носивший название Ясриб (Ятриб), в Медину после Хиджры — переселения в него мусульман. Сердце верующего испытывает к Медине такую любовь, как ни к одному из других городов, когда одно лишь её упоминание воскрешает в умах и душах верующих свет образа Расулюллаха (салляллаху алейхи ва саллям).
Любя Аллаха, необходимо любить и Его Посланника Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), во всём ему подчиняясь. В Священном Коране есть аят: «Скажи [, Мухаммад]: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, [и тогда] Аллах возлюбит вас» (Сура «Али Имран», 3 / 31).
Кто во всём будет следовать Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), любя его всем сердцем, неизменно станет любимым рабом Аллаха. Сахабы, зная истинную цену преходящей земной благодати, всегда стремились к свету духовного совершенства Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Они вбирали в себя тепло Божественной Милости, подобно мотылькам, порхающим вокруг источника света. Любовь к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) является чудодейственным лекарством против духовных болезней сердца и сунной иттиба, которая выражается в особом статусе любви к Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям), превосходящей любовь ко всему остальному на этой земле: дому, семье, детям, работе.
Жизнь Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) — это пример истинной и безграничной любви к своей умме, которая проявлялась в постоянной заботе и переживаниях за неё вплоть до последних мгновений жизни, когда с его благословенных губ слетели слова: «Уммати, уммати…» («Моя умма, моя умма…»)
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) обращался к сахабам: «Запомните! Я для вас при жизни был заступником. Когда же я умру, то в своей могиле буду взывать: «Я рабби, уммати, уммати!» («Господи, моя умма, моя умма!») — до того времени, пока не протрубит первый раз Сур» (Али аль-Муттаки, «Канзу-ль-Умма», т. 14, с. 414).
Своими последними словами: «Я буду ждать вас у истока моего Хауду-ль-Кяусар — реки изобилия в Раю — Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) выразил всю свою заботу и любовь к умме.
Великий Творец в Коране сказал о Своём Пророке (салляллаху алейхи ва саллям): «К вам явился Посланник из вас же. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он жаждет [наставить] вас [на истинный путь], а к верующим он сострадателен, милосерден» (Сура «ат-Тауба», 9 / 128). Всевышний поясняет, что вся его жизнь: в слезах, улыбке, грусти, радости, мольбах и просьбах о защите у Аллаха — прошла в переживаниях за свою умму. Даже во время Мираджа (вознесения на небеса) он ни на миг не забыл о своей умме, переживая за её будущее.
Какой океан милости ниспослан, какое великое почтение оказано Пророку (салляллаху алейхи ва саллям), что на Мекку в период гонений и язычества не пало ни одного удара судьбы! Сам Творец раскрывает эту истину в Коране: «Но Аллах не станет наказывать их, когда ты находишься с ними. Аллах не станет наказывать их в то время, когда они молят о прощении» (Сура «аль-Анфаль», 8 / 33).
На протяжении всей жизни из сердца и с уст Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) струилась любовь к своей умме. Поэтому мусульмане должны отдать этот долг проявлением искренней любви к самому Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям), присоединившись к умме своего заступника в День Суда. Это означает, что необходимо следовать путём Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), часто поминать его имя и произносить салават (благословение и приветствие Аллаха), подражать его поступкам и образу жизни.
Пусть Великий Творец наполнит наши души благодатью из сокровищницы духовного величия Мекки и Медины! Пусть Всевышний наделит нас чутким и мягким сердцем в совершаемых Хадже и Умре! Пусть Аллах примет и одобрит совершаемые нами благодеяния на пути поклонения Ему! Аминь.