Человек — странное существо: если он видит роскошный особняк, то непременно им восхитится. А если совершенны архитектура и ландшафт, то наверняка запомнит это место, будет вспоминать его и рассказывать о нём другим. При этом люди живут в прекрасной и совершенной Вселенной, но часто не замечают и не ценят этот дар Создателя. Для нас окружающий мир является привычной, естественной средой обитания, поэтому порой сложно остановиться и в простом увидеть прекрасное.
Словно скала, на которую проливаются благодатные весенние дожди, не может обратиться в плодородную почву, человек не различает истинные богатства. А между тем тот вызвавший восхищение дворец является пылинкой по сравнению с величественным строением и красотой планеты Земля.
В мироздании всё является божественным искусством: от мельчайшей частички до громадных небесных тел. Бесчисленные блага, которые представлены человеку, демонстрация Величия и Всемогущества Всевышнего. Вселенная даёт нам возможность извлекать духовные уроки, задумываясь над её порядком и гармонией. Для человека размышляющего она является предметом восхищения или средством познания Всевышнего. Во многих аятах говорится об этом: «Быть может, ты огорчаешься до смерти из-за того, что они не веруют в эти рассказы (т. е. Коран)? Воистину, всё, [что есть] на земле, Мы сотворили как украшение для неё, а также для того, чтобы испытать людей [и узнать], кто из них лучше по деяниям. И, воистину, всё, что есть на земле, Мы обратим в равнину бесплодную, на которой ничего не растёт» (Сура «аль-Кяф», 18 / 6—8); «Неужели ты не знаешь, что Аллах ниспосылает с неба воду и наполняет ею источники? Потом благодаря ей Он растит разнообразные злаки. Затем они вянут, и ты видишь, как они пожелтели. Наконец, Он превращает их в труху. Воистину, во всём этом — назидание для тех, кто обладает разумом» (Сура «аз-Зумар», 39 / 21).
Вода на поверхности Земли не зря дарована людям. Она используется для питья, приготовления пищи или поддержания чистоты, и поэтому сама время от времени становится грязной. Но Всевышний создал уникальную многоступенчатую систему её фильтрации так, что она снова становится пригодной для человеческих нужд. Поэт Д. Руми предлагает поразмышлять о движении воды во Вселенной: «Когда вода потеряет свою первозданную чистоту и замутнится, то лишится покоя и, как люди, начнёт взывать к Аллаху. Всевышний услышит её молитвы, превратит в пар и призовёт к небесам. Там, пройдя череду испытаний, она станет чистейшей и вскоре вернётся на землю в виде дождя, снега, града, устремится к морю, а затем вольётся в океан». Поэт через образ смены времён года рассказывает, как вода очистилась на небесах. Так и верующий, приближаясь ко Всевышнему, должен очистить своё сердце и, как дождь, распространять вокруг баракат, сострадание и милосердие.
Достаточно задуматься хотя бы над одним природным явлением, чтобы понять, насколько упорядочен и гармоничен этот мир, сколь глубоки его тайные смыслы. Всё в этой Вселенной — произведение одного Творца, Мощь и Сила которого бесконечны.
Одно из доказательств силы и величия Аллаха — порядок в небесах и на земле. Если человек хотя бы раз в жизни не задумался об этом, то он остался слеп к великолепным дарам Всевышнего. Даже наша планета подобна песчинке по сравнению с небесами. В Коране об их величии говорится практически в каждой суре. Не зря Создатель ручается небесами: «Клянусь небом, обладателем созвездий Зодиака» (Сура «аль-Бурудж», 85 / 1); «Клянусь же местом заката звёзд! Ведь это — великая клятва, если только вы разумеете» (Сура «аль-Вакыя», 56 / 75—76).