Искренность проявляет себя в разных случаях. Даже милостыня, подаваемая из чистосердечных побуждений, попав в руки того, кто ее недостоин, принесет хозяину ее немало блага. Зачастую искренность может побудить и получившего милостыню проявить свои самые лучшие качества и совершить благой поступок. На это указывает хадис Пророка (салляллаху алейхи ва саллям).
«Как-то раз один человек сказал:
— Я хочу сделать подаяние.
Он вышел ночью из дома, взяв с собой милостыню, и, не зная того, вручил деньги вору. На следующий день жители города стали говорить:
— Вчера некто дал садака вору!
А человек сказал:
— Хвала Тебе, о, Аллах! Я дам милостыню и сегодня.
Он снова вышел из дома и на этот раз вручил деньги распутной женщине. Наутро люди опять судачили:
— На этот раз подаяние дали блуднице.
На что человек лишь сказал:
— Хвала Тебе, о, Аллах! Я всё ж буду подавать милостыню.
Собравшись вечером, он снова вышел из дому, взяв с собой садака. Но на этот раз ему навстречу попался богач, и тот, ничего не зная, отдал свои деньги толстосуму.
На следующий день люди с недоумением восклицали:
— Какой-то чудак вчера дал подаяние богачу!
Человек же обрадовался:
— Хвала Тебе, о, Аллах, за то, что ты предоставил мне возможность подать вору, блуднице и богачу.
За свою искренность человек услышал во сне: «Та милостыня, что ты дал вору, быть может, заставит его покаяться. Деньги, которые ты дал блуднице, возможно, послужат шагом к её будущему благочестию. А подаяние богачу может заставить его задуматься и творить благие дела» (Бухари, «Закят», 14).
Вот какой бывает благословенность искренности и чистосердечия!
В хадисе указывается на то, что человек, подающий милостыню, должен быть побуждаем искренними и чистосердечными чувствами. Ведь именно намерение важнее, чем само деяние. Однако это не означает, что следует подавать милостыню кому угодно: мусульманин должен знать тех, кто действительно нуждается или достоин закята, который ему следует выплатить.
Во времена Османской империи богатые люди переодевались и шли в кварталы, где их никто не знает. Они заходили в лавки и просили продавцов показать им тетради со списком должников. Открыв наугад любую страницу, эти люди оплачивали записанный там чей-то долг и заставляли стирать имя должника: «Пусть же Аллах примет это!» — говорили они и удалялись, никем не узнанные. Особенно часто это происходило во время Рамадана.
Тот, чей долг был оплачен, не знал оплатившего его, равно как и тот, кто заставлял стирать запись, не знал, кого избавлял от долга. Эти люди помнили, что подаваемая втайне милостыня превосходит ту, что подаётся явно, и поэтому пытались оказать помощь как можно более скрытно. Наши предки скрывали от левой руки то, что подавали правой, и пытались как можно скорее позабыть о содеянном даже минуту назад благодеянии.
Мудрые праведники всегда советовали забыть о двух вещах:
1. О содеянном тобой благе. Это убережёт от самодовольства и заносчивости.
2. О зле, причинённом по отношению к тебе. Это не даст враждебности и обиде поселиться в сердце.
Искренность подобна сокровищу, которое трудно заметить и непросто сохранить. Ибо её истинную ценность не знает никто, кроме Аллаха, которому открываются глубины сердца. Искренность возвеличивает человека в этой жизни и в будущей, и приближает к Аллаху.
Всевышний не примет ни одного неискреннего деяния. Совершаемые под влиянием самодовольства или показухи поступки являются духовными заболеваниями, которые в День Суда будут подобны ветоши. А за искренность Аллах облагодетельствует Своего раба: Он сделает значительным сотворённые им малые деяния, а жизнь — долгой и счастливой.