Китай — страна с богатейшей культурой и традициями, многие из которых схожи с исламской этикой. Сегодня я хочу рассказать, какое место занимает женщина в китайской семье, какова роль китайских мусульманок в современном обществе.
Семья
Традиционная модель китайской «ячейки общества» формировалась на основе конфуцианских представлений. Браки были патриархальными: муж всегда главенствовал, а жена должна была беспрекословно ему подчиняться. Даже сейчас можно услышать такой вопрос о семейном положении: «Есть ли у тебя чжу (господин, хозяин)?» Долгое время женщины вообще, и мусульманки в частности, были ущемлены в своих правах. Ситуация стала улучшаться только после 1950 года, когда в Китае приняли новый семейный кодекс.
Закон установил равенство мужчин и женщин в браке, свободу выбора супруга, объявил нелегальными все насильственно заключённые союзы и закрепил за родителями обязанность воспитывать и содержать своих детей. Так канула в Лету система семейных отношений, существовавшая в Китае более двух тысячелетий, которая базировалась исключительно на авторитарной власти мужчин и полном бесправии женщин.
После этого положения шариата перестали расходиться с государственными законами, что существенно облегчило жизнь последователям Ислама. Так, мусульманкам теперь можно повторно выходить замуж после развода или смерти мужа. Кроме того, если раньше развод считался в обществе чем-то позорным и предосудительным, то теперь это индивидуальный выбор. Так женщина освободилась от давления родственников — это действительно свидетельствовало о реальном повышении её статуса в обществе.
При этом многожёнство официально не признаётся государством. Случаи полигамных браков встречаются у китайских мусульман крайне редко и осуждаются.
Дети
Демографическая политика оказывает огромное влияние на положение хуэй (китайских мусульман). Под лозунгом «одна семья — один ребёнок» власти проводили насильственную стерилизацию и аборты. Однако подобные репрессии не относятся к национальным меньшинствам, которым разрешено иметь до двух детей, если семья живет в городе, или троих супругам из сельской местности. Нет ограничений на рождаемость для народов, численность которых менее 100 тысяч человек.
Мусульманкам, недавно переехавшим в город из сельских районов, также разрешается иметь двоих детей Это приводит к большому количеству браков, когда женщины из провинции выходят замуж за городских мусульман. Однако большинство городских хуэй не хотят более 2 детей, особенно, если в семье уже есть один мальчик.
Хиджаб
Женское покрывало (гай тоу) традиционно бывает зелёного, чёрного, белого цвета. Это зависит от возраста и семейного положения. Обычно хуэй покрывают волосы и шею, но оставляют лицо открытым. В регионах с преобладанием мусульманского населения (Ганьсу, Цинхай, Юньнань, Шэньси, Хэнань, Линся) практически все девушки после 12 лет носят хиджаб. Как правило, молодые и незамужние носят зелёный, а замужние чёрный, в то время как пожилые мусульманки (обычно после смерти мужа или рождения внуков) носят белые платки. Но это не обязательно.
Как и в большинстве стран мира, китайские власти не приветствуют ношение головного убора в государственных учреждениях, и хиджаб может стать причиной увольнения или отказа в приеме на работу.
Общество
Только в Китае существуют женские мечети — нюй си, в которых служат женщины-имамы (нюй ахун). Они широко распространены в юго-западной провинции Юньнань, где проживают более 600 000 мусульман. Возможно, здесь отразилось влияние Юго-восточной Азии с пережитками матриархата, где распространено участие в ритуалах и руководство женщин.
В отдельно стоящих зданиях мусульманки возглавляют молитву исключительно женщин. Нюй ахун стоит в середине ряда, в то время как намаз транслируется через динамики из мужской мечети. Также они отвечают за административные дела в мечети, в то время как другие обязанности имама (например, проведение заупокойной молитвы) традиционно возложены на мужчин.
Разрешение на открытие мечети выдает Исламская ассоциация КНР, которая, будучи под властью государства, контролирует общественную жизнь верующих и оказывает всяческое содействие мусульманкам. Однако зачастую подобные мечети существуют исключительно за счёт поддержки меценатов и прихожан.
Самым консервативным районом считается северо-запад страны, где женщины отстранены от какого-либо участия в ритуалах и руководстве. Как объясняют проживающие там мусульмане, причиной запрета является распространённое мнение о нечистой крови хуэй. Они говорят: «Наши предки — ханьцы (китайцы), и поэтому наши женщины содержат кровь хань. Мы не разрешаем им принимать участие в похоронах и других публичных церемониях».
Стремление к чистому и халяльному (цин чжень) образу жизни заключается для женщин также во вступлении в брак в пределах общины или своей народности. Практически не бывает случаев, чтобы мусульманка выходила замуж за мужчину иной веры. Такие замужества нередко сопряжены с определёнными ритуалами. Так, у тунганцев есть традиция: если мусульманин женится на женщине из конфуцианской семьи, которая принимает Ислам, то прежде чем попасть в дом мужа, она должна пройти обряд очищения. До замужества невеста обязана избавиться от скверны, которую получила в то время, когда была ещё «поедающей свинину язычницей». Для этого женщину просят выпить воду с содой или чай, в который насыпан пепел от сожжённых коранических аятов, а также рекомендуют некоторое время поститься.
Образование
Вопрос раздельного образования девочек и женщин в Китае до сих пор вызывает споры. Важно отметить, что традиция нюй си (женских мечетей) и нюйсе (женских медресе) весьма древняя: первые упоминания о них датируются 16 веком. Большую роль здесь сыграли учёные хуэй, которые считали, что новое поколение мусульман непременно нуждается в образованных матерях.
Раньше образование в нюйси невозможно было сравнить с теми знаниями, которые получали мужчины. Женщинам не преподавали арабский язык или основные исламские дисциплины. Вместо этого их учили «женскому Корану» — персидскому тексту, состоящему из аятов Священной Книги и хадисов Пророка (саляллаху алейхи ва саллям), в которых описывались основные исламские ритуалы. Особое внимание уделялось очищению. Мусульманкам также объясняли, как быть примерной женой и матерью. Также нюй ахун оказывала им эмоциональную и духовную поддержку.
Школы с раздельным обучением для девочек были закрыты во время Культурной революции, но вновь начали работу в 1987 году. В наши дни женские мечети играют огромную роль в образовании: там девочки с ранних лет изучают арабский язык и постигают тонкости чтения Корана. Кроме того, в некоторых таких школах даётся базовое образование, что позволяет мусульманкам поступать в университеты. Эта сторона жизни китайской уммы помогает развитию и укреплению Ислама в стране.