Стремление к знаниям, открытиям, пониманию заложено в человеке. Благодаря наблюдениям за окружающей средой, люди осознают законы мироздания, установленные Всевышним. Если проследить за развитием науки, то становится очевидным: открытия учёных — всё новые доказательства величия Аллаха и неисчерпаемости Его знания.
Однако постижение законов мироздания не ведёт к обретению необходимых для земной и будущей жизни истинных знаний о своём предназначении. Человеку необходимо с пользой для сердца постигать божественные тайны, скрытые в материальном мире. Знание должно воспитывать лучшие качества души
. В Коране оно названо дорогой к вере и богобоязненности: «Неужели тот, кто на протяжении всей ночи поклоняется [Аллаху], падая ниц и стоя, страшится будущей жизни и возлагает надежды на милость своего Господа [, равен ослушнику в его неверии]? Спроси [, Мухаммад]: ”Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают [пути истины]?” Воистину, внемлют наставлениям только те, у кого есть разум» (Сура «аз-Зумар», 39 / 9).
В аяте ясно сказано, что является перед Всевышним истинным знанием, а что — невежеством. Мусульманам нужно совершать богоугодные деяния:
— молиться с искренней верой, особенно совершая земной поклон, стараться достигать единения сердцем со Всевышним;
— в каждое мгновение, в любом состоянии, совершая какой-либо поступок, помнить об отчёте перед Творцом;
— надеясь на Милость Создателя, делать тауба и за всё благодарить Его;
— совершенствовать нравственность, защищать внутренний мир от всего, что способно отдалить от Аллаха, стараться отражать в себе Его Прекрасные Имена;
— быть добрым и щедрым, не забывать о постоянном надзоре Всевышнего, когда за человеком словно наблюдают через некую камеру;
— жить, осознавая, что Всевышнему известно обо всех делах Его раба;
— прилагать максимум стараний, чтобы защитить своё сердце от страстей;
— иметь терпение в преодолении трудностей и препятствий, которые встают на пути.
Аллах одарил человека стремлением к хорошему и тягой к низменному. Невоспитанный нафс всегда направляет людей к совершению недобрых дел. Мы должны преодолеть тягу к греху и ко всему плохому. Воспитание человека, пленённого своими низкими желаниями, — нелёгкий труд. К сожалению, современное общество больше внимания уделяет образованию, а не воспитанию. Готовность к духовному развитию заложена у каждого из нас, но для того, чтобы она наполнила его жизнь и душу, необходимо влияние окружающей среды и то воспитание чувств, которое нельзя заменить образованием. Например, в передаче профессиональных навыков необходимо обращать внимание, имеет ли человек достоинства, которые позволят ему быть обладателем того или иного знания. Для достижения вечного счастья, мира и здравия недостаточно обладать «сухими» знаниями недостаточно. Нужно, чтобы они отражались в жизни.
Плохо, если знание дало человеку право возгордиться или же попирать нравственные законы, установленные Всевышним. Например, если юрист вместо добра и справедливости начинает сам творить беззаконие и насилие. Или же человек, получивший медицинское образование, вместо помощи людям доходит до того, что даже по отношению к домашним и подчинённым становится угнетателем. Неправильно используя свои знания, такие люди причиняют в тысячу раз больше вреда, нежели самый незлой, необразованный человек. Их ожидает тяжёлый отчет в будущей жизни за применение знаний не на созидание, а на разрушение.
Поэт Д.Руми обращается к людям: «Хорошо, что владеешь ты профессией, и замечательно, что знаешь много, но всё же помни о состоянии Иблиса: если знание и сердце в тебе не составляют гармонии, то не цени себя высоко. Не забывай, побитый камнями Иблис, лишённый Милости Всевышнего, тысячи лет был близок к Нему и главным среди ангелов. Но он возгордился знанием своим и поклонением Всевышнему, стал бунтовать и противоречить, проявил непокорность и непослушание. Озлобленный, он нашёл повод сбить с пути Адама (алейхиссалям), стал унижать его и после этого сам впал в состояние последнего ничтожества».
Имам Газали предостерегал людей не расходовать понапрасну время и старания при получении знаний: «Науки, которым ты обучаешься, должны наполнять твоё сердце чистой духовной энергией любви и украшать нравственность. Например, если ты узнаешь, что до конца твоей жизни осталась неделя, ты сразу призовёшь к отчёту сердце, прервёшь связь с земными страстями и желанием получить как можно больше благ, станешь творить хорошие дела. А ведь смерть может наступить в любой день и час для каждого из нас. Поэтому те знания, получение которых ты выбрал, должны исправлять тебя и увеличивать духовность так, чтобы ты в благоговении размышлял о Силе Всевышнего».
В одном из аятов Всевышний Аллах так обратился к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям): «И говори: ”Господи! Умножь мне знание“» (Сура «Та Ха», 20 / 114).
Ильм (знание) — это божественное зеркало, помогающее человеку узнать себя, своё окружение и Создателя. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) постоянно повторял: «О, мой Господь! Я прошу у Тебя «ильм-и нафи» (полезное знание). Я прибегаю к Твоей защите от бесполезного знания» (Муслим, «Зикр», 73).
Для мусульман обязанность (фард айн) — иметь знания на каждый день по исламскому праву, фикху. Жить в уповании, искренности, избегая лицемерия и поведения напоказ, тоже является обязательным. Несоблюдение этих правил означает гибель в Ахирате.
Знания даются через страдания и усилия. Истина откроется только при воплощении знаний в жизнь. В Коране сказано о людях, которые не применяют полученную информацию: «Подобны ослу, навьюченному книгами» (Сура «аль-Джума», 62 / 5).
Самое достойное из всех знаний — это «ма’рифатуллах», то есть постижение Всевышнего сердцем. В бренном мире любая научная деятельность, которая не приводит человека к Всевышнему и пониманию Истины, является растратой способности к обретению знания. Аллах раскрыл все истины и тайны: «Милостивый научил Корану, создал человека, научил его ясной речи» (Сура «ар-Рахман», 55 / 1-4).
Коран — это наставление человечеству. Поэтому нужно придавать огромное значение обучению Священного Писания. Однако, чтобы по достоинству понять Коран, нужно жить в таква, которая является сокровищницей сердца, необходимо войти в духовную атмосферу Священной Книги. В аяте говорится: «Мы приводим для людей в самом Коране всевозможные притчи, чтобы они образумились» (Сура «аз-Зумар», 39/ 27).
Всевышний постоянно напоминает о духовной связи мусульман с Его Повелениями. В Коране говорится: «Неужели они не размышляют о Коране? Или сердца их на запоре?» (Сура «Мухаммад», 47 / 24).
Коран — руководство к истинному пути. Он приглашает нас к размышлению: «Будьте в состоянии таква. Аллах вас учит [добру], Аллах знает обо всём сущем» (Сура «аль-Бакара», 2 / 282).
Тайны Корана открываются с учётом уровня духовности. Всевышний передал предостережение для всех верующих: «Мы ниспослали Коран книгой заветов на арабском языке. Если же ты последуешь за низменными желаниями тех [,кто отрицает заветы Корана], после того как тебе было даровано знание [т. е. Коран], то Аллах не придёт тебе на помощь и не будет заступником» (Сура «ар-Рад», 13 / 37).
Всевышний Аллах в этом аяте подчёркивает: каждому мусульманину прежде всего нужно освоить культуру Корана и не думать о жизни без выполнения его предписаний. Однако мирская суета заставляет людей откладывать получение этого знания или же придавать ему второстепенное значение. Важно научиться не только правильно читать Коран, необходимо стремиться к постижению смысла заложенных в аятах истин.
Человек нуждается в правильном знании и духовной пище не меньше, чем в утолении голода. Поэт Д. Руми писал: «Не старайся сделать упитанным своё тело! В конце концов, оно всего лишь жертва, которая будет предана земле. Ты старайся питать свою душу! Именно это даст тебе величие и славу, благородство и честь. Не угощай своё тело мёдом и маслом. Тот, кто питает излишне своё тело, — предаётся его желаниям, и тогда конец его печален. Насыщай свою душу пищей духовной. Укрепи своё сердце, и пусть оно дойдёт до предназначенного места сильным и уверенным».
Жизнь без понимания Истины затягивает мусульманина в воронку заблуждений. Великое предупреждение содержится в аяте: «Аллаху принадлежат сокровищницы небес и земли, но мунафики не ведают [об этом]» (Сура «аль-Мунафикун», 63 / 7).
Нужно помнить, что душа, которая поможет обществу понять истинное знание, не взросла в тесной комнате за изучением различных философских трактатов и от этого высокомерно возомнила себя знающей, а размягчилась на истинах Откровения. Свет сердца му’мина, который несёт добро и милосердие, только для блага людей, не иначе.