Салих (алейхиссалям) — правнук Адама (алейхиссалям) в 19-м колене. Известно, что его усыпальница вместе с могилами пророков Нуха (алейхиссалям), Худа (алейхиссалям) и Шуайба (алейхиссалям) находится в Мекке между источником Зам-зам и Макам-и Ибрахим. Всевышний Аллах избрал его Своим посланником для племени Самуд, которое впоследствии было уничтожено за грехи и неверие.
Необыкновенная верблюдица
Пророк Салих (алейхиссалям) огорчался, потому что самудяне не хотели принимать Истину. Он решил ненадолго покинуть соплеменников. За время уединения, проведённого в молитвах Всевышнему, во внешности пророка произошли перемены. От прежней мягкости не осталось и следа: его лицо стало строгим, а тело могучим, и не каждый мог выдержать его взгляд.
Вскоре Салих (алейхиссалям) вновь пришёл с призывом к правителю Джанде. На этот раз он сказал: «Если ты говоришь истину, мы устроим для тебя экзамен — вместе пойдём к скале Аль-Катиба, и пусть твой Бог выведет неё красную беременную верблюдицу, которая родит такого же красного верблюжонка». Народ же добавил: «Пусть её молоко будет тёплым зимой, а летом — холодным, чтобы пьющий его больной выздоравливал, а бедный становился богатым».
Люди потребовали именно красную верблюдицу, потому что в те времена это животное считалось очень большой ценностью. Салих (алейхиссалям) совершил намаз, после чего попросил у Всевышнего исполнить их пожелание. Гора затряслась, застонала, и из неё вышла красная беременная верблюдица со словами: «Нет божества, кроме Аллаха, и Салих — Его пророк».
Увидев совершившееся чудо, Джанда воскликнул: «Разве можно и дальше оставаться слепым!» Он обнял пророка Салиха (алейхиссалям) и тут же принял Ислам. Примеру правителя последовали ещё сто человек из племени. Но у многих язычников, в числе которых был и брат Джанды, вера в идолов осталась непоколебимой.
Главный жрец обвинил Салиха (алейхиссалям) в колдовстве и сказал, что сам может показать нечто более грандиозное. После этого сомневающиеся самудяне отступились от намерения принять Ислам. Жрец взял корону с головы Джанды и объявил новым правителем его брата. Джанда же вернулся домой, уничтожил всех идолов и облачился в простую одежду. С этого дня он стал помощником Салиха (алейхиссалям). Неуверовавшие люди упрекали новообращённого мусульманина: «Жаль тебя, потому что ты поддался магии очарованного». Джанда их не слушал и не отходил от пророка. Всевышний велел Салиху (алейхиссалям): «Воистину, Мы пошлём для испытания верблюдицу, а ты [,о Салих,] понаблюдай за ними терпеливо» (Сура «аль-Камар, 54 / 27).
Пророк попросил самудян соблюдать чёткие правила по отношению к верблюдице, которое он получил благодаря Откровению Аллаха: «О, мой народ! Вот эта верблюдица Всевышнего Аллаха — знамение для вас. Пусть она пасётся на земле Всевышнего Аллаха, не причиняйте ей зла, а не то вас постигнет скорое наказание» (Сура «Худ», 11 / 64).
«[Салих] сказал: «Вот [вам чудо] — верблюдица. Водопой для неё и для вас — по определённым дням. Не причиняйте ей зла, а не то вас постигнет наказание в великий [Судный] день» (Сура «аш-Шуара», 26 / 155—156).
Верблюдица с малышом восхваляли Всевышнего. Животное отличалось кротким нравом и всем видом словно говорило: «Пусть все, кто хотят, приходят и пьют моё молоко». Благодаря этому верующие излечивались от болезней.
Неблагодарность народа Самуд
Неверующие почувствовали, что бессильны перед этим великим чудом. Но вместо покаяния они замыслили убить верблюдицу, несмотря на страх наказания. Две женщины взяли на себя тяжкий грех подстрекательства. При каждом удобном случае они заводили разговоры о том, что хорошо бы избавиться от животных, которые мешают пастись стадам племени. Доводы против верблюдицы были очень слабыми, но интриганки имели и другие способы соблазнить возможных убийц. Одна из них — старуха по имени Унайза бинти Ганам — имела красивых дочерей, а другая, Мухайя, сама была очень привлекательна и богата.
Как-то раз Мухайя сказала своему двоюродному брату Мысте: «Если ты убьёшь этих верблюдов, я выйду за тебя замуж». Мужчина выбрал соплеменника по имени Кытар и обещал ему в награду отдать в жёны одну из дочерей Унайзы бинти Ганам. Сговорившись с ещё семью многобожниками, они устроили засаду. Об этом сказано в Коране: «В городе было девять человек, которые творили на земле нечестие и не вершили добра» (Сура «ан-Намль», 27 / 48).
Когда верблюдица появилась, Мыста выстрелил из лука, а остальные самудяне набросились на раненое животное. Об этом рассказано в аяте: «Потом они закололи верблюдицу, ослушавшись веления своего Господа» (Сура «аль-А`раф», 7 / 77).
По одной версии, верблюжонку удалось спастись, а по другой — неверующие убили его и съели. Весть о случившемся крайне опечалила Салиха (алейхиссалям). Он подошёл к убитой верблюдице и, горько плача, просил Всевышнего указать людям истинный путь. Пророк воскликнул:«О, мой народ! Почему вы стремитесь больше ко злу, нежели к добру? Почему вы не просите прощения у Аллаха? Быть может, вас бы помиловали» (Сура «ан-Намль», 27 / 46).
Но одержимые неверием и гордыней самудяне потребовали: «О, Салих! Яви же нам то, чем ты угрожал, если ты посланник» (Сура «аль-А`раф», 7 / 77).
«[Салих] отвернулся от них и сказал: «О, мой народ! Я донёс до вас послание моего Господа, наставлял вас [на путь истины], но вы не любите наставляющих» (Сура «аль-А`раф», 7 / 79).
[Самудиты] ответили: «Мы видим в тебе и в твоих сторонниках дурное предзнаменование — нас поразил неурожай». Салих им ответил: «Блага и вред, которые постигают вас — от Всевышнего Аллаха. Он подвергает вас испытанию, может быть, вы уверуете» (Сура «ан-Намль», 27 / 47).
Пророк Салих (алейхиссалям) упрекнул свой народ: «Вы не любите наставляющих». До него Расулюллах (саллаллаху алейхи ва саллям) с упрёком сказал погибшим многобожникам, лежавшим на дне колодца: «О, неуверовавшие! Убедились ли вы в истинности обещания Всевышнего? Как же плохо вы обращались с Его посланником! Когда часть людей уверовала, вы обвинили меня во лжи. Когда племена приняли меня с любовью, вы выгнали меня из дома. Когда третьи помогали мне, вы воевали со мной».
Благочестивый Умар (радыяллаху анху) поинтересовался, зачем духовный лидер разговаривает с мёртвыми. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) же ответил: «Клянусь Аллахом, во власти Которого моя душа, они слышат эти слова лучше вас, но не могут ответить» (Муслим, «Джанаиз», 26 / 932; Ахмад бин Ханбал, «Муснад», 3 / 104).
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) однажды обратился к жителям местности Хиджр: «Не просите чуда. Народ Салиха требовал это от него. Чудо, которое они просили, свершилось — из горы вышла верблюдица, по этой дороге шла на водопой, а по той возвращалась. Люди же стали роптать против велений своего Господа и убили животное. Верблюдица пила воду, а их поила молоком. А когда они убили её, их настиг ужасающий вопль, от которого они погибли. В живых остался только один человек, который в это время находился в Каабе. Это был Абу Ригал — как только он вышел из Каабы, его моментально постигла участь всех остальных» (Ахмад бин Ханбал, «Муснад», 3 / 296; Вакиди, «Магази», 3 / 1007-1008).
Устрашающий крик и землетрясение
Старания Салиха (алейхиссалям) не возымели действия: неверующий и беспечный народ продолжал бесчинства и этим навлёк на себя справедливое и суровое наказание. И тогда пророк сказал своему народу: «Пользуйтесь мирскими благами [ещё] три дня в своих жилищах. Это — неотвратимое обещание [о вашем наказании]» (Сура «Худ», 11 / 65).
Этими тремя днями были среда, четверг и пятница. На рассвете следующего утра после убийства верблюдицы произошли необычные события. В местах, где ступала нога животного, фонтаном забила кровь, покраснела вода в колодцах, листья на деревьях стали багряными, а лица самудян пожелтели. После этих событий все девять убийц верблюдицы сказали: «Поклянитесь друг другу Аллахом Всевышним, что мы ночью нападём на Салиха и его семью, [и убьём их], а потом объявим его родственникам: «Мы не присутствовали при убиении его семьи, и мы говорим правду» (Сура «ан-Намль», 27 / 49).
Идолопоклонники не извлекли урока из знамений Всевышнего и решили, что это — магия Салиха (алейхиссалям), с которой можно покончить, убив его. Они устроили засаду на пророка, но по Воле Аллаха Джабраиль (алейхиссалям) ниспослал на них горный обвал. В Коране сказано: «Они замыслили коварство, но Мы разрушили их планы, а они не ведали [об этом]» (Сура «ан-Намль», 27 / 50).
После произошедшего Салих (алейхиссалям) и четыре тысячи верующих покинули город. Об этом рассказывается в аяте: «Когда же настал час [исполниться] Нашему повелению, Салиха и тех, кто уверовал вместе с ним, Мы по Нашему милосердию спасли [от гибели] и от бесславия в тот день. Воистину, твой Господь Силён, Всемогущ!» (Сура «Худ», 11 / 66).
«И спасли Мы тех, которые уверовали и были богобоязненными» (Сура «ан-Намль», 27 / 53).
На второй день после того, как мусульмане покинули город, лица безбожников покраснели, а затем почернели. Самудяне стали ждать обещанного наказания. По Велению Аллаха Джабраиль (алейхиссалям) разрушил их крепкие дома. Об этом сказано в Коране: «И вот эти дома их, разрушенные за то, что они были несправедливы. Поистине, в этом — знамение для людей, которые знают!» (Сура «ан-Намль», 27 / 52).
Затем последовала другая кара: раздался страшный крик, от которого все идолопоклонники умерли. В аяте сказано: «И постиг их внезапный вопль, такой сильный, что уничтожил их всех, потому что они заслужили это. Мы унизили их так, что они стали подобны унесённому потоком сору из ветвей и листьев деревьев. Да погибнет и сгинет неправедный народ в наказание за неверие, несправедливость и притеснение!» (Сура «аль-Му`минун», 23 / 41).
«И постиг тех, которые были несправедливы, вопль, и наутро были они в своих жилищах павшими ниц» (Сура «Худ», 11 / 67).
Люди племени Самуд безрассудно надеялись на то, что их богатства и крепкие дома помогут избежать справедливого наказания. На это указывает аят: «Их поразил [гибелью] на заре глас [Нашего наказания]. И не спасло их то, что они приобретали» (Сура «Хиджр», 15 / 83-84).
«Как грозны были кара и увещания Мои! Воистину, Мы низвели на них [трубный] глас, и они уподобились хворосту, идущему на ограду» (Сура «аль-Камар», 54 / 30-31).
«И постигло их землетрясение, и наутро оказались они в своем жилье поверженными ниц» (Сура «фль-А`раф», 7 / 78).
Гибель племени Самуд, не извлекшего урока из трагедии других беспечных народов, стала примером для всего человечества: «Постигло их наказание. Воистину, в этом — знамение, но большинство их, тем не менее, не уверовали. Воистину, твой Господь — Великий, Милостивый» (Сура «аш-Шуара», 26 / 158-159).
В тафсирах от Ибн Аббаса (радыяллаху анху) сказано о двух видах гласа, который погубил неуверовавшие народы. Племя Самуд было уничтожено пронзительным звуком, исходившим из недр. Народ пророка Шуайба стёр с лица земли карающий звук, раздавшийся с небес.
Пророк Салих (алейхиссалям) и мусульмане, облачившись в ихрамы и возвеличивая Аллаха, верхом на красных верблюдах отправились в Мекку. Спустя некоторое время они наведались к месту прежнего обитания своего народа и увидели жалкую участь высокомерных многобожников. Они возблагодарили Всевышнего за указанный путь к Истине. Пророк Салих (алейхиссалям) продолжил обучать своих последователей Исламу. Став покорными рабами Аллаха, они ощутили настоящее счастье.
Причины уничтожения племени Самуд:
1. Они не верили в Аллаха и издевались над пророком.
2. Возгордились и подчинились своему нафсу.
3. Ставили своё мнение выше заповедей религии и потому не последовали призыву к Единобожию.
4. Не слушали советов пророка.
5. Шли на поводу у людей, распространявших клевету.
6. Слушались женщин, которые сеяли раздор.
7. Ненавидели благочестивых людей, упрекали пророка Салиха (алейхиссалям) в постигших их бедах.
8. Увлекались мирскими соблазнами.
9. Нарушили обещание принять Ислам, если из горы выйдет верблюдица.
10. Нарушили данное слово, убив заповедное животное.
11. Поддерживали грешников.
12. Посягнули на неприкосновенную собственность вакфа, так как убитая верблюдица являлась именно таким имуществом.
Да пребудут мир и благословение Всевышнего Аллаха над пророком Салихом (алейхиссалям)! Аминь.