{jathumbnail off}
Аббасиды вели свое происхождение от дяди пророка Аббаса ибн абд аль-Мутталиба (ум. 32/653) из мекканского рода Хашим. Последний приходился братом отцу Мухаммада, Абдаллаху, и отцу Али, Абу Талибу. Он был старше будущего пророка на два года и рос в одном доме с ним. После смерти матери Мухаммада отец Аббаса Абд аль-Мутталиб взял его к себе на воспитание. Еще в молодости Аббас занялся торговлей и стал богатым человеком. Вместе с братьями служил в Каабе, где раздавал паломникам воду из колодца Замзам.
Эту функцию он продолжал исполнять и после принятия Ислама. Например, во время Прощального хаджа Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) подошел к колодцу и попросил у Аббаса воды. В период, когда началось пророчество Мухаммада, Аббас не принял Ислам, но и не выступал против него, напротив, помогал ему в некоторых делах. Его жена Умм аль-Фазл была одной из первых мусульманок. Аббас был вынужден принять участие в битве при Бадре на стороне язычников, попал в плен к мусульманам, после освобождения принял Ислам и, вернувшись в Мекку, скрывал веру. Помогал мекканским мусульманам и отправлял известия о положении в городе Пророку в Медину. Незадолго до завоевания Мекки мусульманами совершил хиджру (переселение) в Медину. После завоевания Мекки находился рядом с Пророком, участвовал в битве при Хунайне.
Дядя Пророка и Али (радыяллаху анху) добровольно взяли на себя обязанность омовения тела умершего Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Аббас (радыяллаху анху) участвовал в укреплении мусульманской государственности, активно помогал праведным халифам. Тратил большие суммы денег на мусульманскую армию. Умер в период правления халифа Османа в 652 году, окруженный величайшим уважением. Спустя столетие его потомки пришли к власти в Халифате и основали династию Аббасидов.
(Династия багдадских халифов, правившая в 749—1258 гг).
Первоначально Аббасиды не играли значительной роли в государственных делах. Но по мере того, как в Халифате росло недовольство правящей династией Омейядов, значение этого рода возрастало.
Усилия по возвращению дому Пророка права на высшую власть закончились тем, что Абу Муслим, главный проповедник Аббасидов, развернул в городке Сефизендж, неподалеку от Мерва, черное знамя Аббасидов в противоположность белому — Омейядов. Из Сефизенджа мощная волна восставших во главе с Кахтабом ибн Шебибом двинулась на Дамаск. Занимая города и выбивая гарнизоны из крепостей, они приближались к Куфе. После гибели Кахтаба его место занял сын Хасан.
Мерван II был разбит у Мосула и бежал в Сирию. Дамаск сдался 5 мая 750 года, и Мерван II нашел прибежище в Египте. Собравший армию, но вновь разбитый при Бусире, халиф был выдан повстанцам и казнен 18 августа того же года. Все Омейяды также были казнены.
Так сбылось пророчество Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) о переходе власти халифа к потомкам Аббаса.
Первым аббасидским халифом стал Абдулла ибн Мухаммад ас-Саффах.
Правление Аббасидов условно разделяется на периоды: могущества (750-861гг.); упадка (861- 946 гг.); пребывания под властью Бувайхидов (946-1075 гг.), а затем Сельджукидов (467/1075-560467/1075-560/1194).
Они придавали огромное значение развитию наук и искусства.
После периода могущества Аббасиды попали под влияние тюркских военачальников и не обладали реальной властью. Тогда же начался процесс распада Арабского халифата. Формально Аббасиды оставались халифами, но реально находились под властью вначале персидской (дейлемитской) династии Бувайхидов (Бундов), а затем -тюркской династии Сельджукидов. После падения Сельджукидов Аббасидский халифат просуществовал еще около 60 лет и был разгромлен монгольским завоевателем Хулагу-ханом. Тогда мамлюкские султаны Сирии и Египта пригласили к себе оставшихся в живых представителей династии Аббасидов и формально возродили Халифат. Они правили Халифатом из Каира до 1517 года, когда право на халифат перешло к турецким султанам Османам. В XVI в. последний аббасидский халиф Мутаваккиль передал свои права на Халифат османскому султану Салиму I.
Потомки Аббасидов и до сегодняшнего дня живут в Турции и Ост-Индии.
Историческая касыда Али ибн ал-Джахма сохранила для потомков рассказ о том, что «нечестия и несправедливости Омейядов», нарушавших установления Корана и Пророка, привели к победе Аббасидов.
Источники:
Али-заде, А.А. Аббасиды // Исламский энциклопедический словарь. — М.: Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли).
Большаков О.Г. ал-‘Аббасийун (или бану ал-‘Аббас) // Ислам. Энциклопедический словарь.
Т.Ю. Ирмияева. История мусульманского мира. От Халифата до Блистательной Порты/Аббасиды