facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Абу Ханифа против радикалов -1

0

У имама Абу Ханифы – трудная и интересная судьба. Всевышний дал ему возможность прийти в этот мир в такое время, когда напряжение в обществе достигло пика. Властьимущие укрепляли свои политические и материальные позиции, выходили из тени различные секты, мусульмане сталкивались с представителями других культур и верований, а религиозные фанатики входили в активную фазу террора, и прежде всего их разрушительная деятельность была направлена против мусульман.

Противостоять им мог только человек авторитетный, образованный, честный и гибкий — такой, как имам Абу Ханифа. Он обладал талантом убеждения, а крепкие знания помогали ему избавить людей от ошибочных толкований постулатов Ислама. Направлять людей в правильное русло было нелегко, потому что их невежество и заблуждения власти использовали для манипулирования и решения своих задач. Имам Абу Ханифа выработал методы противостояния в этих обстоятельствах.

Во-первых, он отдалился от властителей и чиновников разных мастей. Он смог отстоять свою независимость как алима. Государственная власть – это система, которая рано или поздно будет пытаться использовать и знания, и ученых для достижения своих целей и стремиться обеспечить свою стабильность с помощью их поддержки.

Что конкретно он сделал? Абу Ханифа отказался от официальной высокой должности, за что впал в немилость, был посажен в тюрьму, прошёл через пытки. Его пугала даже вероятность того, что алим может стать игрушкой в руках нечистоплотных политиков, превратиться в траслятор их лживых целей и покрывать их темные дела. Для человека верующего и благородного нет большего позора, чем положение обслуги у вышестоящих чинов. Своим поведением он показал, что вера и знания помогают человеку не сбиться с пути и не сдаться, сохранить достоинство.

Во-вторых, имам Абу Ханифа глубоко знал исламское правоведение и видел, что решение многих вопросов, связанных с религией и правами, нельзя рассматривать вне исторического и жизненного контекста. Если речь касается конкретной личности, то необходимо рассматривать проблему в комплексе, включая и социальные, и психологически факторы существования человека. В решении тех или иных вопросов он обращался к аятам Корана, хадисам, к мнению алимов и к сравнению ситуаций.

Его проницательность и гибкий ум позволяли обращать внимание на мельчайшие детали, на традиции, существовшие в той или иной области. Абу Ханифа не отрицал следование как религиозным источникам, так и духовным авторитетам, однако он понимал, что жизнь и обстоятельства настолько широки и многообразны, что не могут быть оценены исключительно лишь общими местами. Каждый конкретный случай имел право быть рассмотренным во всех аспектах. Этот подход не противоречил Единобожию. Но именно он – настоящий и действенный заслон от всех поползновений радикализации общества.

Радикально настроенные массы характеризуются тем, что строги в своих выводах, не признают никаких различий, и если хотите, совершенно без тени сомнения отказывают в праве существования всем, кто думает не так, как они.

К счастью, у Абу Ханифы было много учеников и последователей. Он давал им конкретные навыки разборки той или иной жизненной ситуации, с которой приходили к ним люди. Среди его учеников были муфассиры (толкователи Корана), мухаддисы (знатоки хадисов), факихи (профессионалы в области мусульманской юриспруденции). Все они являлись экспертами в своих областях. Алим рекомендовал им вести диалоги и вступать в дебаты. Анализ проблемы длился часами, а то и днями, пока не находилось решение, для вынесения которого рассматривались все убедительные доводы.

Иногда и его собственные доводы могли быть опровержены гениальными учениками — имамом Мухаммадом и Абу Юсуфом. Как мы видим, имам Абу Ханифа был демократичным преподавателем.

Самые ярые радикалы — хариджиты и их ответвления – появились ещё до времён Абу Ханифы. Агрессивные и непримиримые, большей частью необразованные, они с лёгкостью выхватывали мечи и уничтожали братьев по вере, находя для этого оправдания и необходимость в самой религии. Они не перед кем не останавливались. Об их бесчинствах стоит знать хотя бы для того, что не питать иллюзий о современных продолжателях. Али (радыяллаху анху) они обвинили в ереси только потому, что он предложил в Сыффине вынесение приговора судьям, а сахаба Абу Мусу аль-Ашари – из-за того, что он согласился стать судьей.

Они казнили назначенного Али губернатора Медаина, Абдуллаха бин Хаббаба бин Эрета, его жену на последнем сроке беременности, несколько близких ему человек и четырёх женщин, только потому, что они положительно отозвались о халифах.

Мутазилитский ученый Васыл бин Ата был схвачен хариджитами во время поездки и ради спасения сказал, что находится в поисках истинной веры. Хариджиты предложили ему стать мусульманином и присоединиться к ним, но когда Васыл процитировал им аят: «Если же какой-либо многобожник попросит у тебя [, Мухаммад,] убежища, то предоставь ему приют, чтобы он мог слышать слова Аллаха [от тебя]. Затем отведи в безопасное место, потому что ведь они (т. е. неверующие) — невежественные люди» (Сура «ат-Тауба», 9 / 6), то они отпустили его (Аль-Мубаррад, «Аль-Камиль», II, 254).

Васыл бин Ата был современником Абу Ханифы. Начавшаяся вместе с ним мутазилитская линия не обвиняла совершивших большой грех мусульман в ереси. Они считали таких людей пребывающими между двумя состояниями: в этом мире – между верой и неверием, а в вечной жизни – между Раем и адом. Изначально мутазилиты не склонялись к насилию, но, почувствовав поддержку политической власти, стали обращаться несправедливо с другими религиозными группами. В итоге они послужили причиной раскола, мусульмане разделились на группы, начались взаимные обвинения, в обществе росло напряжение и прервались духовные связи.

Продолжение статьи: Абу Ханифа против радикалов-2. Обоснование

Текст подготовлен специально для сайта «Ислам и семья».

(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)

Share.