facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Ак Шамсуддин — духовный завоеватель Константинополя

0

Духовный наставник, учёный и лекарь Мухаммад бин Хамзат, более известный как Ак Шамсуддин, родился в Дамаске в 792 году по Хиджре. В семилетнем возрасте мальчик выучил наизусть Коран, а затем провёл молодые годы в поисках знаний и посетил разные города. Османский султан Мурад Второй доверил ему воспитание своего сына Мухаммада, который стал известен как Мухаммад аль-Фатих, то есть Мухаммад Завоеватель.

 

Мухаммада аль-Фатиха, несомненно, можно включить в десяток самых выдающихся правителей исламского мира. Это была удивительная личность. Он владел несколькими языками, прекрасно разбирался в науках, писал стихи, был бесподобным организатором, политиком и полководцем. Вместе с тем он слыл очень богобоязненным и скромным человеком, сторонился всего запретного и вёл аскетичный образ жизни.

Ключевая роль в воспитании этого великого правителя принадлежит Ак Шамсуддину. С детских лет шейх прививал ему искренность, богобоязненность, любовь к знаниям и другие благородные качества. Именно он убедил Мухаммада аль-Фатиха, что ему предначертано исполнить пророчество о завоевании Константинополя.

После того как Мухаммад стал правителем, он начал готовиться к походу на Константинополь. Он отправил визиря Ахмад-Пашу посоветоваться с шейхом и попросить его принять участие в походе. Ак Шамсуддин согласился, обрадовал визиря скорой победой и сказал ему: «Если будет угодно Аллаху, Константинополь падёт в этом году». Шейх указал, через какие ворота и в какой день мусульмане войдут в город. «Ты будешь стоять рядом с султаном, когда это произойдёт», — добавил он. Визирь поспешил обрадовать повелителя вестью.

В 857 году по Хиджре мусульмане предприняли поход на Константинополь. Более пятидесяти дней длилась осада, и, наконец, город пал.

Во время осады бывали моменты, когда казалось, что невозможно завоевать город. Некоторые советники даже говорили султану: «Вы направили огромные силы для осады города, следуя всего лишь мнению одного шейха. А теперь, потеряв столько людей и средств, мы не достигли ощутимых результатов, и нет никакой надежды на взятие города». После этого разговора султан послал своего советника к Ак Шамсуддину, но ответ шейха остался неизменен: «Нет сомнения, что город падёт». И Мухаммад аль-Фатих ещё больше утвердился в решимости продолжать осаду.

И вот настал день, о котором говорил шейх. Шла ожесточённая битва, но ничто не предвещало обещанной победы. Тогда султан снова послал визиря Ахмад-Пашу к шейху. Визирь подошёл к палатке Ак Шамсуддина, но приближённые шейха сказали, что тот велел никого не впускать. Ахмад-Паше всё же удалось заглянуть в палатку, и он увидел, как шейх, пав ниц, с мольбой обращается к Всевышнему. Через некоторое время тот поднялся и сказал: «Аллаху Акбар! Хвала Аллаху, который даровал нам победу над этим городом!»

Визирь оглянулся и увидел, как мусульмане входят в город, и поспешил присоединиться к ним. Когда он входил в город, то заметил, что стоит рядом с султаном. Мухаммад аль-Фатих вспомнил слова шейха и сказал знаменитую фразу: «Моя радость не из-за того, что я завоевал этот город, а из-за того, что в наше время есть такой человек, как Ак Шамсуддин».

На следующий день султан посетил шейха в его палатке. Он поцеловал его руку и обратился к нему с просьбой ввести в халват. Халват — это уединение мюрида по поручению наставника на определённый срок и работа над очищением сердца от всего, кроме Аллаха. Но шейх отказал ему. Султан настаивал, но шейх не внимал его просьбам. И тогда раздосадованный повелитель сказал: «Если человек приходит к вам с подобной просьбой, то вы удовлетворяете его просьбу, а мою просьбу отвергаете!» Шейх ответил ему: «Если ты войдёшь в халват, то найдёшь такое удовольствие, что потеряешь всякий интерес к правлению, и тогда дела страны придут в упадок. Затем Всевышний может наслать на нас наказание за это». Ак Шамсуддин дал ему советы по управлению государством, и султан ушёл.

После взятия Константинополя султан попросил шейха показать могилу великого сподвижника Пророка, Абу Аюба аль-Ансари. Этот сахаб участвовал в первом походе на Константинополь и был похоронен под стенами города, но никто не знал точно, где его могила. «Я вижу вон в той местности свет. Быть может, его могила находится там», — сказал шейх и отправился в указанное место. Там он провёл некоторое время в молчании, а затем сказал: «Я встретился с его душой, и он поздравил нас с победой и поблагодарил за то, что освободили его могилу».

Султан попросил Ак Шамсуддина показать свидетельство того, что именно здесь похоронен великий сподвижник, дабы в сердца его подданных не закралось сомнение. Поразмыслив недолго, шейх сказал: «Копайте вот здесь. На глубине двух локтей вы найдёте плитку с надписью. Это та плитка, что стояла у его изголовья». И действительно – они нашли там плитку с именем Абу Аюба аль-Ансари. Затем султан приказал обустроить это место так, чтобы люди могли посещать могилу.

За восемь веков до описанных событий Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Константинополь обязательно будет завоёван. Сколь прекрасен их предводитель, сколь прекрасно то войско!».

Именно шейху Ак Шамсудину было предопределено воспитать великого правителя, которого за много веков до его появления на свет похвалил сам Пророк Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям).

Ак Шамсуддин известен не только как алим и духовный наставник. Он прославился ещё и как искусный лекарь. Всевышний наделил его способностью исцелять души, стремящиеся к Аллаху, а также тела людей. Он был столь искусным лекарем, что люди говорили — растения обращаются к нему с речью, какое из них является лекарством от какой болезни. После себя шейх оставил трактаты в области религии и медицины на арабском и турецком языках.

О его проницательности и врачебных познаниях врача свидетельствует тот факт, что в одном из своих трудов по медицине за несколько столетий до изобретения микроскопа он описал микробы и утверждал, что именно они являются источником многих болезней.

После завоевания Константинополя шейх решил покинуть город. Султан уговаривал его остаться в городе, который был уже переименован в Стамбул и стал столицей Османской империи. Но шейх отказался и покинул Стамбул. В 863 году по Хиджре шейх Ак Шамсуддин скончался и был похоронен в местности Койнак в Турции.

Share.