facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Арабская каллиграфия: от письма кочевников к искусству

0

Изначально стиль арабского письма был крайне примитивным. В том обществе не было стабильности, чтобы могли появляться какие-либо новшества. Арабская каллиграфия не была искусством до тех времен, пока не стала конкурировать с культурными центрами в Куфе, Басре, Леванте и Египте.

Именно тогда мусульманские художники сконцентрировали свое внимание на этом виде искусства и стали его развивать, совершая новые открытия.

Стили арабского письма получали название от местностей, из которых они происходили. Во времена до ниспослания пророческой миссии Расулюллаху (салляллаху алейхи ва саллям) были известны набатейские, хирианские и анбарианские виды каллиграфического почерка, которые стали результатом торгового взаимодействия с этими регионами. Позже два исламских города, Мекка и Медина, стали центрами развития письменности.

Каллиграфия совершенствовалась и достигла своих высот в Ираке и Леванте. После того как арабы завоевали эти страны, они внесли новые элементы в стили письменности и продолжили развитие этого искусства. Толчком послужило развитие делопроизводства и появление законодательного органа – дивана.

В период правления династии Омейядов границы государства разрослись и Дамаск стал столицей. Эти владыки были известны своей любовью к роскоши и присоединению новых территорий. Именно тогда появлялись новые города, стремительно развивалась архитектура, гончарное искусства. Дух той эпохи нашел отражение и в каллиграфии, особенно четко это прослеживается в оформлении экземпляров Корана и росписи посуды.

Во времена правления династии Аббасидов виды почерков стали еще лучше, а искусство каллиграфии переживало эпоху своего расцвета. В каждом регионе появился собственный стиль письма. Стоит отметить, что тогда получили свои названия перья для каллиграфии – в соответствии с длиной стандартных письменных принадлежностей.

Обыкновенное перо измерялось с помощью сплетения воедино 12 шерстинок определенного животного. Это была стандартная толщина пера, и производные от него называли по отношению к оригиналу. Например, аль-сулюс, который дословно означает в переводе с арабского «третий».

Каллиграфические почерки также называли в соответствии с целями, для которых они предназначались. Например, для подписи документов или росписи правителя (аль-Раиси). К этому времени стили уже намного реже стали называть в честь того места, где они появились.

Каллиграфия времен династии Аббасидов взяла за основу систему, аналогичную египетской, где шрифты подразделялись на три вида – клерикально-иероглифический, бюрократический и общеупотребительный. Название каждого произошло от функции, которую он выполнял. Многие из этих каллиграфических почерков исчезли, но некоторые используются и по сей день. Один из них – стиль тумар.

Его использовали халифы для визирования документов и султаны для написания посланий. Существовал также почерк тумар минор, который использовали министры и их помощники, также он применялся при проведении каких-либо церемоний. Для этих стилей использовали различные типы перьев.

— перо в две трети использовал халиф для своих посланий советникам и визирям, а также владыкам других государств.

— небольшое круглое перо применялось в написании книг, стихов и переписывания хадисов.

— церемониальное перо использовали для протоколирования совещаний и дипломатической переписки.

— существовало также отдельное перо для составления договоров и пактов.

— принцы и принцессы использовали половинчатое перо для своих письменных работ.

Share.