Акт аренды считается действительным, даже если при сдаче дома, квартиры, магазина, склада и другого недвижимого имущества, а также движимого имущества, например транспортного средства, не обговорены цели его использования. Однако при этом учитываются традиции города, где был составлен договор. Арендатор может проживать сам или с кем-то другим, либо поселить сюда других через субаренду или бесплатно, а также хранить вещи. Но при этом запрещено использовать помещение в форме, которая нанесёт вред зданию. Например, арендатор не вправе заниматься в квартире кузнечной, малярной, мельничной деятельностью, выделкой кожи, и не может пересдать его тем, кто занимается тем же.
Некоторые формы использования земельных участков могут нанести ущерб почве, поэтому в договоре должны быть прописаны все условия таким образом: «При аренде земельного участка необходимо:
а) определить срок;
б) установить цели использования;
в) при сельскохозяйственных работах определить вид засеваемой продукции:
г) возможно предоставить арендатору свободу выбора засеваемой продукции».
При аренде транспортных средств или вьючных животных необходимо определить вид груза, количество, срок или протяжённость пути. По мнению Абу Ханифы, если срок и расстояние прописаны вместе в качестве условия, то акт аренды недействителен, так как каждый из них может быть предметом договора. В соглашении о сроке темой разговора будет «частный работник», а в договоре о работе темой станет «общий работник».
Абу Юсуф и имам Мухаммад считают, что срок аренды и длина пути вместе могут быть выдвинуты в качестве условия. По их мнению, предметом договора является услуга по перевозке, а выдвижение срока в качестве условия необходимо для ускорения работы (Аз-Зухайли, «Аль-Фикхуль-Ислами ва Адиллятуху», IV, 740).
Чтобы арендатор смог полностью извлечь пользу из выбранной недвижимости, необходимо получить это место. Поэтому запрещена аренда собственности, передача которой невозможна. Также, по мнению Абу Ханифы, Зуфара и ханбалитов, нельзя одному человеку сдавать в аренду совместное имущество. Например, если один из жителей квартиры, обладающий долей, сдаст её в аренду другому лицу, то подобная сделка недействительна. Однако, если пайщик сдаст свою долю в аренду другому, это будет возможным, так как владелец части имущества берёт её на временное пользование (Аль-Касани, «Бадаййу Санайи фи Тартиби аш-Шераи», IV, 187).
По мнению Абу Юсуфа, имама Мухаммада и большинства муджтахидов, разрешено сдавать в аренду совместное недвижимое имущество партнёру или другому лицу, ибо при передаче этого места в аренду возможно освобождение помещения от общего товара или раздел прибыли между компаньонами. Также разрешена продажа доли имущества (Ибн Рушд, «Бидайатуль-Муджтахид», II, 255).
С другой стороны, не разрешается брать плату за спаривание животных, аренду обученной собаки или охотничьего сокола, так как невозможно заставить их выполнять эти действия. Ханафиты, шафииты и ханбалиты опираются на хадис Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Запрещена аренда животного для спаривания с другим животным, то есть получение платы за спаривание» (Бухари, «Иджара», 21).
Хадис велит хозяевам животных не извлекать прибыль из спаривания. По мнению имама Малика, в данной ситуации животное арендуется на определённый срок, и такой вид извлечения пользы является разрешённым (Ибн Рушд, «Бидайатуль-Муджтахид», II, 322).
Получение прибыли от аренды должно быть дозволенным по шариату. В исламском государстве запрещено составлять договор с зымми (человеком, исповедующим христианство или иудаизм) или мусульманином с целью основания церкви, открытия бара или салона азартных игр. По мнению большинства муджтахидов, подобная аренда ведёт к непослушанию Аллаху и совершению греха. Но по мнению Абу Ханифы, иноверцы могут арендовать помещение у мусульманина для церкви. В те времена в Ираке жили огнепоклонники, храмы которых не препятствовали распространению Ислама (Ас-Сарахси, «Аль-Мабсут», XVI, 38).
Считается разрешённой аренда дома, магазина, производственного помещения, транспортного средства и животного, поскольку дозволена шариатом. Запрещается нанимать человека для неповиновения Всевышнему, для харамных игр и развлечений, а также для убийства, похищения, избиения и совершения произвола. Эти действия расцениваются в Исламе как недозволенное извлечение выгоды (Аз-Зухайли, «Аль-Фикхуль-Ислами ва Адиллятуху», IV, 744).