facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Архитектура мечетей Великобритании

1

В последние годы в Великобритании развивается исламская архитектура – активно и в различных направлениях в соответствии с потребностями мусульманской общины. Строятся исламские образовательные центры, исламские общественные центры, мечети. В данной статье мы попытаемся изложить, как представлена исламская архитектура на фоне британского ландшафта,

изучив, каким образом мусульманская община развила и адаптировала этот вид архитектуры к современному городскому пейзажу.

Мечети

На строительство мечетей британские мусульмане затрачивают больше всего средств и сил по сравнению с другими архитектурными сооружениям.

Строительство мечетей в Великобритании нельзя назвать простым делом, потому что не все помещения могут быть оформлены как культовое сооружение. В этом вопросе многое зависит от критериев, определяющих, что же такое мечеть.

Традиционно принято считать, что мечеть это центр религиозной жизни мусульман в мусульманском мире, поэтому она ассоциируется с геометрическими орнаментами, арабесками, куполами и минаретами.

До 1964 года в Великобритании официально существовало только семь мечетей, но уже в следующие десять лет каждый год регистрировалось приблизительно по восемь мечетей. Быстрое развитие мусульманской архитектуры было связано со значительным ростом мусульманского населения страны. Первоначально большинство мечетей реконструировались из уже существующих зданий, но в 1970-х началось бурное строительство мечетей, изначально соответствовавших своему прямому целевому назначению; таким образом, исламская архитектура начала формировать свой собственный визуальный язык и вписываться в городской ландшафт.

Сейчас мусульмане составляют уже 4% британского населения, поэтому можно ожидать, что исламская архитектура в Великобритании будет продолжать расти и развиваться.

Домашние мечети

Первые мечети создавались в 1950-60-х годах. Это были «домашние мечети». Они размещались в жилых домах, в которых делалась перепланировка так, чтобы можно было проводить религиозные собрания, например, помещения расширялись за счет выноса стен.

«Домашние мечети» и по сей день преобладают среди всех других видов британских мечетей. Впрочем, некоторые из них подверглись значительной «эволюции», получив официальный постоянный статус культовых сооружений.

Сейчас повсеместно распространена практика, когда мусульманская община приобретает недвижимость рядом с существующей мечетью, если мечеть уже не вмещает всех желающих, после чего приобретенные помещения подвергаются перепланировке и используются по новому назначению.

«Домашние мечети» интересно сочетаются с ландшафтом жилых кварталов британских городов, где не ожидаешь встретить культовое сооружение. Тем не менее, они необходимы в отдельных районах страны, отмеченных интенсивным ростом мусульманской общины. Иногда такие жилые дома приспосабливают под новое целевое назначение даже визуально, добавляя те или иные архитектурные элементы, такие как арки или небольшие купола.

По мере роста и повышения благосостояния мусульманских общин иногда «домашние мечети» сносят, а на их месте строят настоящие мечети, куда может поместиться уже гораздо большее количество людей.

Специально построенные мечети

Когда мусульманские общины, состоящие из представителей тех или иных течений ислама и этнических групп, приживаются и благополучно развиваются на одном месте, они начинают строить собственные мечети с тщательно проработанными и дорогостоящими архитектурными проектами, даже состязаясь за то, чья мечеть красивее и богаче. С ростом благосостояния они все более стремятся утвердиться, подчеркнуть свою принадлежность к той или иной ветви ислама, и это отражается в строительстве различных мечетей.

Обычно финансирование строительства таких мечетей происходит за счет щедрых пожертвований частных учреждений и организаций, а также богатых людей.

Известно, что в британском контексте немусульмане узнают о связи здания с исламом по наличию купола. То есть, в символическом и политическом смысле купол важен для мусульман тем, что с его помощью они заявляют о своем присутствии в Великобритании. Купол также позволяет создать для различных этнических групп мусульман привычную и напоминающую о родине обстановку. Поэтому местным властям целесообразно всячески поощрять строительство мечетей с различными архитектурными особенностями, если они хотят поддерживать принципы «интеркультурализма», предполагающего одновременное присутствие нескольких религий с толерантным отношением друг к другу.

Многие из возведенных в Британии мечетей, особенно в крупных британских городах, часто называют «центральными мечетями». Центральные мечети являются средоточием религиозной активности местных мусульман. В связи с тем, что центральные мечети имеют еще и символическое значение, они играют стратегическую роль для мусульманской общины и общества в целом. Впрочем, распространение таких мечетей в последние годы связано с дискуссиями о том, что приемлемо и что неприемлемо для Великобритании и британцев.

Центральная мечеть Лондона была построена в 1978 году по проекту сэра Фредерика Гибберда. Благодаря ряду отличительных особенностей ее архитектуры, в частности, золотому куполу, мечеть стала одной из достопримечательностей столицы. Традиционные элементы исламского искусства украшают внутреннюю часть купола, который изнутри покрыт арабесками и резьбой в виде геометрических узоров. В мечети практически нет мебели, тем большее внимание зрителя приковывает к себе массивный подсвечник и различные конструктивные детали, украшенные замысловатым абстрактным орнаментом. Главный зал рассчитан на пять тысяч человек, балконы, выходящие на зал, предназначены для молитвы женщин.

Мечеть пристроена к исламскому культурному центру, который был официально открыт королем Георгом VI в 1944 году и стал подарком для мусульманской общины Британии, хотя земля была пожертвована королем в обмен на участок под строительство англиканского собора в Каире. 2 миллиона фунтов стерлингов пожертвовал на строительство мечети Его величество король Файсал бин Абдуль-Азиз аль-Сауд (Faisal Bin Abdul-Aziz-Al-Saud). Остальные средства были предоставлены шейхом Заидом бин Султаном аль-Нахьянмом (Zayed bin Sultan Al Nahyanm), правителем Абу-Даби и президентом Объединенных Арабских Эмиратов.

В 1977 году работа была завершена, общий бюджет проекта составил 6,5 миллионов фунтов. Еженедельно в мечети бывает до 20 тысяч человек, здесь регулярно проводятся семинары, лекции и различные образовательные мероприятия. Мечеть представляет интерес своими архитектурными достоинствами, поэтому здесь регулярно проходят экскурсии.

Реконструкция британской архитектуры

Мусульмане часто специально выкупают большие помещения – бывшие церкви, кинотеатры, заводы или склады – для своих религиозных и социальных нужд. Эти здания перестраивают, делая в них исламские центры и мечети. Примечательно, что именно такая судьба постигла многие британские христианские церкви в 1970-80-х годах.

Воплотить новую архитектурную концепцию в бывших церквях и часовнях помогло наложение различных видов религиозной архитектуры, создававшее своего рода архитектурные гибриды. Одним из последних примеров подобного смешения стилей стал исламский центра Дарул-Улум Кадрия Джилания в Манчестере. Иногда крайне правые британские партии выступают против передачи христианских церквей мусульманской общине и критикуют смену религиозного статуса и предназначения зданий.

Еще одним примером подобной реконструкции является Британский центр мусульманского наследия в Манчестере, имеющий значение национального центра по охране памятников мусульманской архитектуры и истории Великобритании. Центр занимается сбережением мусульманского наследия, пропагандируя социальную гармонию, мирное соседство и развитие общины мусульман, проживающей на территории Великобритании.

Здание, приобретенное для этого проекта, имеет значительную историческую ценность и отличается уникальной архитектурой. Строение в готическом стиле возведено в 1840-1843 годах, и ранее здесь располагался Национальный колледж. Здание занесено в список культурных памятников Манчестера и всегда было заметным и привычным элементом городского ландшафта.

Этот случай наглядно демонстрирует, что влиятельность мусульманской общины растет, и она проявляет интерес к традиционной британской архитектуре, все больше интегрируясь в британское общество.

Будущее исламской архитектуры в Великобритании

В последние пятьдесят лет в Великобритании построено огромное количество исламских культурных и образовательных центров и мечетей.

В большинстве городов тут и там можно встретить признаки присутствия мусульман: это и сооружения культового назначения со своеобразной архитектурой, и реконструированные здания исторического значения.

По мере развития мусульманской общины, в британском городском пейзаже неизбежно возникнут новые черты благодаря активному строительству мечетей, учебных центров, исламских школ. В ближайшем будущем также предстоит провести огромную исследовательскую работу, которая позволит исламской архитектуре гармонично вписаться в британский ландшафт и далее развиваться на его фоне.

Алия Рафия Улла (Alia Raffia Ullah)

По материалам islamonline.net , islam.com.ua

Share.