facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Аспекты нравственности, представленные в Коране

0

Теоретические и практические аспекты нравственности в Коране представлены и исследованы как неотъемлемые части друг друга. В Священной Книге мусульман нравственность — не абстрактное понятие, а система ценностей, которую нужно применять в жизни. По поводу практической морали в Коране мы можем найти обширный материал, касающийся личной, семейной, общественной и политической нравственности.

 Коран о личной нравственности

Коран придаёт большое значение как социальному положению, так и личности человека. В аятах содержится множество правил, внушений и посылов в виде приказов, запретов, поощрений и предостережений, адресованных индивиду. Ведь всё устройство общества держится на индивидах, благодаря которым оно прогрессирует или деградирует.  С целью исправить и усовершенствовать человека Коран побуждает его к таким положительным нравственным ценностям  как правдивость, благочестие, покаяние, благодарение, искренняя привязанность, терпение и стойкость, кротость, добропорядочность, труд, добрые слова, хорошая работа. Эти положительные качества являются «спасительным» поведением. В противоположность этому, также желая исправить и усовершенствовать человека, приводятся такие безнравственные качества, как лживость, распутство, неблагодарность, расточительство, скупость и невоздержанное поведение (отчаяние, упреки, злоба, вспыльчивость, высокомерие, спесивость, распущенность и блудливость). Эти качества называются «губительными качествами».

В различных аятах Коран напоминает об обязанностях индивида, местами описывая и анализируя их. Так, аят «О вы, которые уверовали! Вы сами отвечаете за себя» (Сура «аль-Маида», 5/105) требует, чтобы каждый человек знал и соблюдал обязанности перед самим собой.

Священный Коран считает необходимой задачей сбережение духовного и телесного здоровья личности. Раскрывая важность очищения в аяте «Воистину, Аллах любит очищающихся» (Сура «ат-Тауба», 9/108), Коран говорит о пользе и красоте чистоты как внутренней, то есть духовной, так и чистоты тела, пищи, одежды, жилища и окружающей среды, объясняя в противоположность этому при помощи различных сравнений и уподоблений вред и безобразие грязи.

 Коран о семейной нравственности

 Коран устанавливает здоровые рамки семейной нравственности и даёт по этому поводу различные советы. Они направлены на сохранение и продолжение семейными ячейками самых высших и здоровых форм социального единства: любви, привязанности, милосердия, солидарности, взаимопомощи, честности, совестливости и богобоязненности. Семья ценна как в земной, так и в потусторонней жизни. В радостной новости для праведников о предстоящем им счастье в Раю сообщается о том, что рядом также окажутся родители, супруги и праведные родственники.  В противоположность этому, попадая в Ад, заслужившие наказание грешники также навлекут беду на своих близких. Акцентировано внимание на роли семьи и в благодеяниях, и в страданиях. Приказ «О вы, которые уверовали! Остерегайтесь вместе с вашими семьями огня, топливом для которого служат люди и камни» (Сура «ат-Тахрим», 66/6), повелевает защищать и возвышать свою семью.

 В Коране брак представляется как ценное и ответственное соглашение (Суры «ар-Рум» 30/21); напоминаются взаимные обязанности супругов по созданию семьи, в супружестве и при возникновении непонимания. Целью брака, наряду с продолжением и умножением рода (Суры «аль-Бакара», 2/223; «ан-Нахль», 16/72), также является контроль над силой вожделения. В описании близости между супругами говорится о том, что они являются друг для друга одеждой (Сура «аль-Бакара», 2/187).

По Корану, мужчина — руководитель, содержатель и глава семьи, попечитель своей жены (Сура «ан-Ниса’», 4/34).  В семье и у мужчины, и у женщины есть определенные права и обязанности. Муж, исполняющий роль главы дома, должен хорошо относиться к своей жене. На женщину же, в первую очередь, возложен долг хранения верности и добропорядочности.

В Коране также обозначены обязанности родителей по отношению к детям. Требуется любить и ценить их, воспринимать как некий дар и средство испытания, заниматься их воспитанием и образованием, защищать от опасностей земной и загробной жизни.

Родители заслуживают блага.  Коран, сразу же после поклонения Аллаху, повелел хорошо относиться к отцу и матери, во главу всего поставил необходимость делать для них добро и оказывать помощь (Суры «аль-Исра’», 17/23-24; «аль-Бакара», 2/215; «ан-Ниса’», 4/36; «Лукман», 31/14; «аль-Ахкаф», 46/15, 17-18).  Наряду с заботой и поклонением родителям, необходимо избегать совершения плохих поступков и слушать их наставления.

Коран ставит целью и братскую нравственность, далекую от ссор, непримиримости и непонимания и опирающуюся на взаимопомощь и солидарность.  Кроме того, он восхваляет тех, кто выполняет свои обязательства по отношению к близким, характеризует прерывание связей с семейным кругом как отличие лицемеров и смутьянов (Суры «аль-Бакара», 2/27; «ар-Ра’д», 13/21, 25; «Мухаммад», 47/22). Требуется оказывать родственникам и окружающим как моральную, так и материальную поддержку.  Например, в аяте  «И давай положенное        [в качестве благотворительности] родственнику, бедняку и путнику» (Суры «аль-Исра’», 17/26; «ар-Рум», 30/38) помощь описывается как категорический приказ, нравственное требование.

 Коран об общественной нравственности

 Священный Коран, с одной стороны рассказывая о человеке, его царствовании на земле и уделяя внимание превосходству личности (Суры «аль-Ана’ам», 6/165; «аль-А’раф», 7/10, 24; «Худ», 11/61; «аль-Анбийа», 21/105; «ан-Нур», 24/55), с другой стороны затрагивает тему важности и необходимости общества, определяет пути создания его нравственной и идеальной формы. Мусульманское общество — это избранная и почётная община, на которую возложены определенные моральные обязанности. Для того, чтобы люди могли распознавать друг друга, их разделили на народы и племена (Суры «аль-Худжурат», 49/13; «аль-Бакара», 2/143; «али-Имран», 3/110).

 Коран придаёт большое значение обществу и общественной жизни. Их важные основы — единство, цельность и создание социальной нравственности. Эти основы можно увидеть в следующих аятах: «Держитесь все за вервь Аллаха, не распадайтесь [на враждующие группировки]… и образуется из вас община, которая будет призывать к добру, побуждать к благому и отвращать от дурного» (Сура «али-Имран», 3/103-104) и «Так стремитесь же опередить друг друга в добрых деяниях» (Сура «аль-Бакара», 2/148). То есть, Коран, напоминая о личных обязанностях, тут же переходит к общественным истинам.

 На индивида возложен долг выполнения определённых ролей по отношению к обществу. Выражая разными словами понятие «справедливости», Коран повелевает придерживаться её, как нравственной нормы поведения. В аятах «…чтобы люди придерживались справедливости» (Сура «аль-Хадид», 57/25) и «Воистину, Аллах велит вершить справедливость, добрые деяния и одаривать родственников» (Сура «ан-Нахль», 16/90) в соответствующей божественным меркам форме призывается давать каждому по его праву, расставляя все по своим местам. Коран требует соблюдения справедливости в словах, решениях, делах, в семье и окружении  (Суры «аль-Ана’ам», 6/152; «ан-Ниса’», 4/3, 58,127, 129; «аль-Бакара»,  2/282;  «аль-Маида»,  5/8, 42, 95, 106;  «ар-Рахман», 55/7-9).

 Благодеяние же означает прекрасное выполнение какого-либо дела со всех его сторон. Это крайне благодарное поведение, которое обеспечивает человеку благо и спасение и в земной жизни, и в загробной. Если уподобить его торговле, то справедливость играет роль капитала, а благодеяние означает выгоду. Аяты «Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя» (Сура «аль-К’асас», 28/77) и «Вершите добро, ибо, воистину, Аллах любит добродеющих» (Сура «Бакара», 2/195) призывают к благодеянию. Благодеяние — это особенность, которая характеризуется и восхваляется в таких аспектах, как обуздание гнева, прощение, поклонение, терпение, благочестие и борьба за возможность самосовершенствования) (Суры «али-Имран», 3/134; Худ», 11/115; «Юсуф», 12/90, «аль-Анкабут», 29/69). Области его применения — возмездие, развод, родительские обязанности, то есть сфера, включающая в себя семью и общество (Суры «аль-Бакара», 2/83, 178, 229; «ан-Ниса’», 4/36; «аль-Ан’ам», 6/151; «аль-Исра’», 17/23).

 Обязанности членов общества по отношению друг к другу заключаются в выполнении приказов и соблюдении запретов. Разрешение добра и воспрещение зла, взаимопомощь, прощение, надежность, выполнение обещаний, единство, любовь и братство, чуткость, благородное отношение — это нравственные приказы, которые определены и назначены Кораном. В противоположность этому, убийство, кража, обман, несправедливость, вероломство, насилие и интрига, злословие и насмешка входят в разряд недозволенного.

Таким образом, от нас требуется лишь жить в согласии с нравственными ценностями и соблюдать запреты, предусмотренные Кораном, как в личной, так в семейной и в общественной жизни.

Share.