Разрешается ли вскрывать тело мусульманина. Нужно срочно в этом разобраться, прошу помочь. Руслан Калдыбеков.
Понятие об аутопсии (вскрытии)
Аутопсия (вскрытие) означает внешний и внутренний осмотр человеческого трупа. Словарное значение аутопсия: «увидеть собственными глазами». Единственным отличием аутопсии от осмотра пациента либо хирургического вмешательства является то, что она осуществляется на мертвом теле. В современной медицине аутопсия, в зависимости от своей цели, делится на два вида.
В первом случае она служит для научных или обучающих целей и называется «медицинской аутопсией»
Исследования производятся в больницах для получения детальной информации о заболеваниях и более близкого знакомства студентов медицинских институтов с внутренним строением человеческого тела и органов. Это практика считается важной для того, чтобы стать специалистом в области медицины и получить хорошее образование.
Во втором случае, речь идет о судебно-медицинской экспертизе. Это специализированный метод вскрытия, который производится с целью определения причины, обстоятельств и времени наступления смерти, для сбора улик, установления личности умершего человека при дорожно-транспортных происшествиях, самоубийствах, преступлениях и подозрительных смертях. Вскрытие играет важную роль, в частности, при вынесении приговора. Кроме того, установление причины и времени смерти может потребоваться при юридических тяжбах, связанных со смертью, например, спорах о наследстве.
Исламские предписания по поводу аутопсии
Нынешние методы аутопсии были встречены мусульманскими учеными с опасениями. Основной причиной для этого является следующее: мусульманская религия рассматривает человека как ценное творение и настаивает на уважении к нему. Это отношение распространяется как на живых, так и на мертвых. В Исламе проявление уважения к усопшим и могилам, а также защита их от посторонних вмешательств считается религиозной обязанностью. Это подтверждается хадисом Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Сломать кость мертвого человека, все равно, что живого» (Абу Давуд, «Дженаиз», 60). Некоторые специалисты, опираясь на это и подобные ему доказательства, считают неприемлемой, в особенности, аутопсию в учебных и научных целях.
В противовес этому, большинство современных исламских ученых позволяют оба вида вскрытия при соблюдении определенных условий. Разрешение ими судебно-медицинской экспертизы, в частности, опирается на необходимость этой процедуры. Разрешение вскрытий для обучающих и научных целей также косвенно подпадает под этот принцип. По поводу аутопсии с точки зрения ценностей, которым отдает предпочтение Ислам, необходимо произвести анализ пользы и вреда какого-либо действия и решать соответственно этому. В связи с этим, выдвигаются следующие мнения: мусульманская религия уделяет важное внимание вопросам, связанным с человеком и его правами. По этой причине, к тому, что обеспечивает соблюдение этих прав, относятся положительно. Медицина относится к обязательным наукам, поэтому то, что необходимо для ее осуществления, также считается обязательным. Студентам медицинских факультетов доскональное изучение анатомии человека необходимо для последующего выполнения ими в наилучшем виде врачебных обязанностей. Кроме того, аутопсия необходима и полезна для установления справедливости, защиты прав пострадавших и развития науки. В данной ситуации, уважение и почтение, которое необходимо проявлять к умершему, входит в конфликт с пользой аутопсии для всего человечества. Так как преимущества более глобальны и убедительны, выбор склоняется в их сторону. В связи с этим, также ссылаются на такие правила фикха как «необходимость делает запрещенное не возбраняемым Шариатом», «предпочтение перед личным ущербом отдается общественной пользе», «большой вред устраняется малым», «потребность оценивается как необходимость». В качестве доказательства ученые, считающие аутопсию допустимой, приводят некоторые примеры, имеющие место в классическом фикхе. Например, шафииты считают допустимым разрезание живота умершей матери для спасения из ее утробы живого ребенка. Подобным образом сторонники мазхабов имамов Шафии, Ханафи и Малики, дают разрешение на вскрытие, например, желудка умершего человека для изъятия находящихся в нем ценных предметов в виде золота и драгоценностей.
В различных мусульманских государствах некоторые органы, уполномоченные давать религиозные разъяснения, признали аутопсию допустимой при условии соблюдения определенных правил.
В Турции, например, решением Высшего совета Управления по религиозным делам № 211 от 16.04.1942 года вскрытие было признано допустимым с точки зрения религии с соблюдением условий.
Исламские ученые для разрешения аутопсии считают обязательным соблюдение следующих правил:
— Необходимость проведения вскрытия или могущая расцениваться таковой персональная или коллективная потребность в этом.
— Факт действительной смерти человека, которому хотят произвести аутопсию.
• Согласие родственников умершего, в случае их наличия.
• Проведение вскрытия специалистом в данной области.
• Отсутствие материального вознаграждения за проведение аутопсии.
• Вскрытие не должно превышать границ необходимого и проявлять неуважение к покойному.
• После проведения вскрытия тело должно быть предано земле как можно скорее и согласно религиозным традициям.