Художница-мусульманка Азза Султан живет в Нью-Йорке. Она переезжала из страны в страну, но до сих пор считает своим домом Малайзию. Девушка выбрала местом проживания американский мегаполис потому, что всегда считала его лучшим городом для творческих людей. Она приехала в Нью-Йорк с американской мечтой в голове, однако призналась, что с тех пор образ ее мышления сильно изменился из-за того, что она оказалась вдалеке от своей семьи и в стремительно меняющемся центре глобализации.
Азза Султан отмечает, что именно огромный мегаполис помог ей обрести стойкость веры и придал толчок развитию творчества. Девушка поняла, что религия была единственной ценностью, за которую она могла бы держаться, чтобы чувствовать себя в безопасности. Именно поэтому она считает столь важным подчеркнуть исламские моменты в своих работах. Художница использует творчество как инструмент для выражения своих чувств и разочарования по отношению к обществу, в котором она живет.
Ее страсть к искусству зародилась со своеобразного клише, и она всегда тянулась к миру художников, начиная с самого раннего детства. Сначала Азза начала писать небольшие рассказы, сопровождая их собственными иллюстрациями. Затем она переключилась на изображения реального мира и живопись. Девушка считала, что должна сосредоточиться на этом виде искусства и овладеть им, чтобы состояться как художник.
Но потом Азза начала экспериментировать с другими формами изобразительного искусства, смешивая живопись с вышивкой или коллажами из масс-медиа для иллюстрации своих идей. Сейчас она сосредоточена на видео и создания среды, которая будет говорить с помощью ее работ. Жизнь в Нью-Йорке, безусловно, отразилась на ее творчестве и заставила думать более концептуально, используя искусство в качестве формы создания диалога, а не остановилась на классической форме живописи, призванной лишь нести эстетическое наслаждение.
Ее первая коллекция «Мы другие» привлекла внимание критиков. В ней показаны мусульманки, которые находятся в неисламской среде, порождая вопросы и недоумение у окружающих. Эти работы стали средой, показывающей многообразие мусульманских женщин. «То, что мы исповедуем одну и ту же веру, не делает нас одинаковыми, все мы – разные и многогранные личности», — рассказывает Султан.
Художница словно задает вопрос: являются ли мусульманки современными? Она уверена, что большинство людей на Западе хотя бы однажды задавали себе этот вопрос и полагали, что выполняющие предписания Ислама женщины являются отсталыми и угнетенными. Эту одежду часто называют пережитком Средневековья, а мусульманок представляют забитыми, униженными, недалекими и чересчур традиционно мыслящими. Именно поэтому Азза Султан решила использовать искусство, чтобы доказать обратное, с помощью красок и юмора.
Ее вдохновили работы Роя Лихтенштейна, Джаспера Джонса и Энди Уорхолла. Благодаря им она нашла свой собственный стиль. Изображая мусульманок в стиле модерн, Азза словно задает миру вопрос: «А сейчас мы выглядим современно?» Она делает это для того, чтобы спровоцировать зрительскую аудиторию и дать людям понять, насколько абсурдно заявлять мусульманке, что она несовременная только из-за того, что не полностью принимает западный образ жизни и носит хиджаб.
Серия арт-работ «Дом, милый дом» призвана показать, что значит быть мусульманкой в Америке. Она собрала синие, красные и белые платки у мусульманок из всех уголков Соединенных Штатов. Из шарфов, которые девушка получила от женщин, рожденных в США, девушка соорудила своеобразный американский флаг. Сшитые воедино платки словно соединяют в единое целое истории и судьбы всех этих женщин.
«Современные мусульмане находятся на распутье, когда они должны скрывать свою веру и в то же время показывать, что они – часть американского общества без демонстрации религиозности. Для того чтобы быть американцем и вписываться в социум, мусульмане должны стать абсолютно светскими, однако исламские ценности не совпадают с американскими», — говорит Азза Султан.
«Дом, милый дом» стал отражением и различных слоев общества, однако объединяет эти работы идея того, как непросто быть мусульманином и американцем. Создавая этот «флаг», художница выражает свое мнение, что религиозность не уменьшает национальное самосознание жителя США, а вера и этническая принадлежность – две совершенно разные вещи.
Происхождение из семьи иммигрантов стало тем фактором, который играет важнейшую роль в ее творческой жизни. Азза утверждает, что он способен повлиять на то, как вы живете и думаете. Она усиленно занимается самоопределением, с одной стороны, являясь частью общества, в котором живет, а с другой стороны – чужаком и аутсайдером.
«Традиции, которые привнесены с вашей родины, не могут быть «нормальными» в стране, куда вы переехали. Это заставляет многих иммигрантов отказаться от традиционной одежды, пищи и так далее. Потому что вы чувствуете, что это единственный способ приспособиться к обычаям той страны, где вы сейчас живете», — отмечает Азза.
Художница пытается использовать в искусстве идею культурного и этнического происхождения и рассказать о том, как это соотносится со стремлением быть мусульманином в Америке. Азза Султан мечтает о том, что однажды сможет использовать свои знания в области культурологии и искусства, чтобы попасть в академическую среду и стать преподавателем вуза.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)