Хадж — это священный ритуал для благоустройства и защиты духовного мира человека, который заключается в паломническом посещении дома Аллаха, остановке на горе Арафат, кидании камней в Шайтана в Мине. Согласно поэту Д.Руми, Мавляне, важнее осознать себя посещающим не Каабу, а её Хозяина. Те, кто, найдя Каабу, и даже покружив вокруг неё, отправляется в Харам, остаются паломниками только внешне. Путь истинного паломника приводит его к Хозяину Каабы — Аллаху.
Точно так же, как мусульманский пост заключается не только в воздержании от еды, питья и половых взаимоотношений, так и Хадж, содержащий в своей основе благочестие, не есть ритуал, состоящий просто из путешествия в Мекку и Медину. Потому что совершаемый намаз, соблюдаемый пост и осуществлённый Хадж — это свидетельства на земле соглашения, контракта души, заключённого в вечном мире.
Хадж — это некое путешествие в туннеле времени во времена Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), а оттуда — в эпоху Халифа Ибрахима (алейхиссалям). Предписания паломничества требуют от человека взять себя под контроль. Во время Хаджа необходимо облачиться в одеяние паломника, отделиться от одежд богатства и гордости , побыть в шкуре бедняка. Тот, кто видит паломничество такими глазами, освободится от плена богатства и гордости. Однако сколько людей собирается в хадж с такими чувствами?
Покинув свой дом, имущество, семью, детей, родной город и отправившись в Хадж ради посещения Каабы и хождения вокруг неё, остановок на Арафате и в Муздалифе, визита в мечеть ан-Наби в Медине, паломник и днём, и ночью преодолевает свой путь в испытывающем жажду состоянии, поворачивается лицом к Кибле и заходит в дом Аллаха. Он обретает там уверенность, поскольку это священное место, под покровительством которого находится всё сущее: и природа, и всё иное, что нужно человеку — поэтому пришедшему сюда не грозит никакая опасность .
Люди, отягощённые грехами и окрашенные мирскими красками, в знак согласия на божественное приглашение произносят: «Повелевай, о Всевышний!» и устремляются сюда. Влюбленные во Всевышнего мусульмане с присущей истинно верующим радостью отправляются в длинный паломнический путь. Они тратят своё имущество, расходуют энергию и достигают Каабы. Она в их глазах не просто чёрное здание, состоящее из четырёх стен с открытым верхом и покрытое чёрной тканью. Человек, освещённый светом добровольной веры, не увидит дом Аллаха пустым. Наоборот, Кааба ему покажется заполненной, подобно ей мусульманин наполнит свою душу тем же спокойствием и изобилием. Несмотря на многочисленные трудности и необходимость переносить различные тяготы и мучения, паломничество — это священный ритуал, который обеспечивает возникновение в душе божественной любви и благоустройство Каабы в душе.
Кааба, будучи культовым сооружением, является домом Аллаха. Дом Аллаха наполнен светом веры подобно тому, как душа совершенного человека открыта проявлениям Всевышнего. Однако, если одно сотворено руками верующего, то другое – творение Аллаха. Люди отправляются в Каабу с рядом земных и вечных забот. Душа же совершенного человека находится там каждый миг, так как его Кааба — дверь души — всегда открыта.
В «Маснави» Мевляны в одном из рассказов, иносказательно повествующем о проницательном Баязиде Бистами, посещение дома своей души сравнивается с паломничеством к мекканской Каабе. Действительно, Баязид Бистами отправился в Мекку ради Хаджа и Умры. Баязид посещал святые места в каждой местности, через которую проезжал. Он разыскивал прозорливых, обладающих духовным зрением людей. В одном из городов он встретил сгорбленного старца. Баязид распознал свет веры на его лице и в его словах. Этот человек оказался незрячим, однако глаза его души были ясны, как солнце. Баязид побыл в обществе верующего, расспросил о его здоровье и положении. И из полученных ответов узнал, что данный человек беден, и у него на содержании находится много людей. Старик спросил, куда направляется Баязид. «В Каабу», — ответил паломник. Старик продолжал: «Что у тебя есть с собой на дорожные расходы?». Баязид произнёс: «Двести дирхемов серебра».
Святой старик, спина которого согнулась от забот о семье, распознал чистоту и широту души Баязида и промолвил: «Оставив мне эти средства на дорогу, ты обретёшь такую чистоту, словно совершил Хадж и паломничество по святым местам и семикратно прошел между Саффой и Марвой. Оказав услугу рабам Всевышнего, ты служишь самому Аллаху».
Если человек откроет глаза и оглядится, то он увидит в народе свет Всевышнего. Кааба — это каменное здание, построенное Пророками Ибрахимом (алейхиссалям) и Исмаилом (алейхиссалям). А душа человека есть произведение Аллаха. Её создал Великий Творец. Тот, кто почитает раба Всевышнего и удовлетворяет его нужды — словно душой видит Аллаха, посещает Каабу истины и искренней привязанности к Всевышнему. Осознавая это, Баязид оставил старику всё своё серебро и передумал отправляться в Хиджаз. Слова же этого пожилого человека запечатлел в своих ушах словно золотую серьгу. Благодаря молитвам старика, духовный уровень Баязида поднялся, достоинства возросли и достигли высшей степени.
Здесь нужно также учитывать одну отличительную особенность. Это то, что Баязид совершал не обязательное паломничество, а дополнительное. Ведь, прежде всего, нужно выполнить обязательный Хадж. Однако в путешествии, целью которого является дополнительное паломничество, средства на дорогу можно потратить на другие цели и отказаться от дальнейшего пути. Здесь Мавляна, сравнивая Каабу с душой, пытается сделать серьезный акцент на очень важной теме — совершенствовании души. Люди чаще всего пренебрегают именно этим аспектом. Даже упавший духом находится под надзором Всевышнего. Восстановление такой разрушенной души для Великого Творца дороже Хаджа и паломничества по святым местам. Даже падшие души — это сокровища и клады Всевышнего (и люди тоже прячут клады в руинах).
Духовный рост человека зависит от способности возобладать над своим эго, избавиться высокомерия и надменности, чтобы вылепить душу. Человек, помогая другим, получает их помощь, молитву и поддержку, источает своим сердцем родник мудрости, устами льёт живую воду, дыханием дарует спокойствие.
Слава Каабы заключается в том, что дорога к ней полна трудностей. На этом пути взимается высокая материальная и духовная плата. Усталые и измученные тела паломников стремятся от трудностей и горестей к спокойствию, умиротворению и счастью. Те, кто выполняет долг Хаджа, прибыв в Мекку и обойдя дом Аллаха, должны устремляться от зримой Каабы к внутренней, так как кружение вокруг зримой Каабы совершается с целью очистить от грязи Каабу души. Тот же, кто обижает дом Аллаха –душевную Каабу — может посетить Мекку сотню раз, но его посещение окажется неуместным.
Мавляна затрачивает много усилий для наставления тех, кто вернулся из Мекки, выполнив долг Хаджа: «О, вы, которые совершали Хадж! Где вы? Здесь то, что вы ищете, идите сюда! Ваша возлюбленная не в дальних краях, она ближе к вам, чем сосед за общей стеной вашего дома. Если это так, зачем потерянно бродить по степям? Какое греховное желание заставляет человека делать это? Если бы те, кто отправлялся в Хадж, смогли бы увидеть красоту Всевышнего, они бы поняли, что означает паломничество в Мекку, и достигли бы хозяина Каабы. Если человек многократно посещает Каабу и не видит в ней ничего, кроме каменного здания, нет никакого смысла в описывании им качеств этого дома и самого Хаджа. Этот дом прекрасен. Однако его хозяин ещё более велик и священен».
Посетивший розовый сад, возвращается оттуда с букетом роз. Тот, кто побывал в розовом саду Всевышнего, посредством Хаджа в Каабе возвратится с просветленным лицом, преображённый великими проявлениями, с бесценными дарами в руках. Самый ценный дар, принесённый оттуда – это осознание таких ценностей, как нравственность Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), верность Абу Бакра (радыяллаху анху), справедливость Умара (радыяллаху анху), честность Усмана (радыяллаху анху), образованность, прозорливость и щедрость Али (радыяллаху анху). Наверное, это самые уместные подарки, которые можно привести из Хаджа. Потому что другие гостинцы вроде хурмы, святой воды, чёток и мусульманского головного убора отмечены бренностью. А те дары, которые будут жить в душе человека, подобны драгоценным жемчужинам.