facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Благочестивая Марьям в Эфесе

0

{jathumbnail off} Ряд исследователей считает, что Марьям уехала в Эфес и жила там. Они приводят ряд доказательств:

1. Судя по тому, что апостол Иоанн, которому Иса (алейхиссалям) поручил свою мать, жил и умер в Эфесе, она должна была отправиться туда вместе с ним. Сторонники этой теории утверждают: после распятия сына Марьям и Иоанн какое-то время продолжали оставаться в Иерусалиме и покинули его предположительно в 42-м или 44-м году.

В записях других апостолов в период с 37 по 48 год нет упоминаний об Иоанне, что подтверждает его отсутствие в Иерусалиме (Сеньор, с. 11—14; Терри, с. 5).

2. Незаконченная и туманная фраза «Теолог Иоанн и Богоматерь дева Мария… в Эфесе» в письме Эфесского собора (431 год) к народу и духовному классу Стамбула (Константинополя) также указывает на эту версию. Вселенский собор в Эфесе принял и официально подтвердил это предположение. Однако по выводам, сделанным из анализа вышеупомянутого письма, фраза свидетельствует не о проживании Марьям в Эфесе, а о том, что там находится храм, в котором ей поклоняются наряду с Иоанном. Это решение было принято в данной церкви. Также ни в одном из многочисленных документов об Эфесском соборе не упоминается о проживании и смерти Марьям (DB, IV / I, с. 800; DBS, I, 645; Тюмер, с. 86).

3. В Эфесе находятся две церкви, в которых проходил собор. Одна воздвигнута над могилой Иоанна, в другой поклоняются Марьям (DB, IV / 1, с. 800—801). По мнению некоторых людей, название храма в честь девы указывает на её могилу. Однако существование в различных местах одноимённых церквей в честь святых и ангелов ослабляет эту гипотезу (DBS, I, 646).

4. Утверждения о переезде Марьям также опираются на видения немецкого мистика и стигматиста Катерины Эммерих (умерла в 1824 году). Согласно им, прибыв в Эфес вместе с Иоанном, дева оставалась там три года, после чего вернулась в Иерусалим. Когда она заболела, в пещере на Елеонской (Масличной) горе была подготовлена могила и даже прошёл слух о похоронах Марьям в Иерусалиме. Однако женщина выздоровела и снова отправилась в Эфес, где скончалась полтора года спустя, то есть через 30 лет и 2 месяца после вознесения Исы (алейхиссалям). На следующую ночь она воскресла и также вознеслась на небо (a.g.e., I, 647; Тюмер, с. 88—89).

Присутствие у Эммерих противоречащих друг другу или истине моментов говорит о том, что они не имеют какой-либо научной и исторической значимости (DBS, I, 649). Кроме того, есть множество видений других людей, которые уверены в нахождении могилы Марьям в Иерусалиме. Причем церковь подтверждает видения шведского медиума Санта-Бригитты о иерусалимской версии захоронения, но не принимает утверждений Эммерих (a.g.e., I, 648; Патш, с. 219).

Француз Гойе, вдохновившийся теориями Эммерих и впервые приехавший искать в Эфесе дом Марии в 1881 году, вернулся сюда повторно в 1896-м и посвятил этим исследованиям книгу. 29 июля 1891 года монах-лазарист Юнг в сопровождении трёх человек, затем 12 и 19 августа того же года глава ордена лазаристов Евген Полин, а 1 декабря 1892 года команда из 12 человек под предводительством главного епископа Измира мессираТимони побывали в Эфесе — в доме без крыши и с плохо сохранившимися стенами. В ноябре 1892 года он перешёл по наследству к монахине Марии де Мандат Гренсей. В 1896 году мессир Тимони объявил строение домом Марьям, в котором она жила и скончалась. Ватикан разрешил посещение этого сооружения.

В итоге в 1951 году строение и его окрестности были подарены общине «Паная Капулу» (Община дома святой Марии). 19 июня 1951 года состоялось его торжественное открытие главным епископом Измира Дескуффи. Инициаторами передачи дома стали шведский религиозный деятель Карл Гехвинд и Георг Кватман. Первые паломники из-за границы прибыли сюда в 1906 году. Однако с 1914 по 1927 год здесь не проводились религиозные церемонии, и с 1937 по 1949-й не было ни одного визита. 1 декабря 1950 года, во время празднования в Риме вознесения девы Марии, в Эфесе был организован крестный ход. 26 июля 1967 года дом Марии посетил Папа Павел VI, а 30 ноября 1979-го — Папа Иоанн Павел II.

Захоронение Марьям на горе Бюльбюльдагы в Эфесе не подтверждают археологические и исторические источники, а также мнение местного населения. Учёные предполагают, что нынешний дом Марии относится к XIII веку, и такая постройка могла быть сооружена не ранее IV века (DBS, I, 650; Терри, с. 12).

Наряду с тем, что ни в развалинах в Эфесе, ни в обеих церквях археологи не нашли каких-либо остатков могилы Марьям, никто из посещавших данную местность с I века не упоминал о ней. В книге Льюиса Чаринуса «Acta Joannis» говорится о том, что Иоанн прибыл в Эфес в преклонном возрасте, во второй половине I века, однако с ним не было никакой женщины. Отсутствие упоминания Марии в письме выполнявшего здесь в 1900-е годы обязанности епископа Поликрата к Папе Виктору подтверждает тот факт, что она не проводила в Эфесе последние дни жизни (DBS, I, 646—647).

Наряду с этим старые церковные отцы, рассказавшие о могиле Иоанна, не упоминали о доме и захоронении в Эфесе самой Марии. Впервые о них заговорил живший 13 веков спустя епископ-якобинец Бар-Гибраус. Некоторые люди предполагают, что Марьям всё-таки приезжала в Эфес с Иоанном, но, пробыв здесь некоторое время, могла вернуться назад (Тюмер, с. 85—86). В поиске места последних дней жизни девы иерусалимская версия более аргументирована. Версию Эфеса не поддерживает никто, кроме католиков. Православные, начиная с собора в 431 году и по сей день, верят в то, что Марьям умерла в Иерусалиме (DBS, I, 651—652, 655). Однако по-прежнему невозможно точно указать, где она провела последние годы жизни, в каком возрасте и где скончалась (DB, IV / 1, с. 802).

Источник: Исламская энциклопедия. Издательство: «Вакф Дианет», Анкара, Том: 29, стр. 241. Раздел: Марьям.

Автор: Умар Фарук Харман

Перевод с турецкого для сайта «Ислам и семья»

О благочестивой Марьям в Исламе

Имя Мария, Марьям

О благочестивой Марьям в Новом Завете

На фото: Каменный дом Марии в Эфесе;

Родник в доме благочестивой Марии.

Share.