В одном из хадисов, переданном Анасом (радыяллаху анху), сказано: «Несомненно, Всевышний Аллах доволен теми, кто восхваляет Его после того, как что-либо выпьет или съест» (Муслим, «Зикр», 89). Из этого хадиса Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) мы можем сделать несколько выводов.
Во-первых, те, кто обогащает свой духовный мир мудрыми наставлениями Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям), прибегают к защите Аллаха.
Такие люди извлекают глубокий смысл из предстающей перед ними еды и напитков. В Коране сказано: «Думали ли вы о воде, которую пьёте? Вы ли её ниспосылаете из туч или Мы ниспосылаем?» (Сура «аль-Вакиа», 56 / 68—69). Взяв в руки стакан воды, му`мины думают о том, откуда и как она появилась, сколь сильно они нуждаются в воде и какие муки испытают при её отсутствии.
После этого верующие самыми прекрасными словами благодарят Великого Творца, который даровал им такую драгоценную. Их сердца наполняются чувством любви и признательности Всевышнему от осознания того, что Он любит их и по-прежнему одаривает угощением, несмотря на оплошности в совершаемых богослужениях.
Вывод второй: восхваление Аллаха является самой лучшей благодарностью за удовлетворение основной потребности людей в пище и воде, а также за все другие Его щедроты. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) научил нас выражать признательность: «Слава Аллаху, который кормит, поит нас и делает мусульманами». Прославление Аллаха позволяет увидеть совершенные качества Великого Творца. Это способ сказать: «О, мой Создатель! Сколько бы ни существовало возможностей выразить Тебе почтение, сколько бы ни было хвалебных выражений, я признаю Тебя всем своим существом». В этом смысле цель нашего пребывания на земле — признавать совершенство Аллаха и славить его. Восхваляя Всевышнего вместе с ангелами, можно отрешиться от обыденности бренного мира и устремиться к миру вечному. Имам Тирмизи со слов Абу Мусы аль-Ашари (радыяллаху анху) цитировал следующий хадис Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям): «Когда у верующего умер ребёнок, Всевышний спросил ангелов:
— Вы взяли чадо Моего подданного? Вы сорвали плод его души?
Ангелы ответили утвердительно.
— И какова была реакция Моего подданного? — осведомился Аллах.
— Он прославлял Тебя и говорил, что все принадлежат Создателю и в итоге снова вернутся к Нему.
— Постройте для Моего подданного в Раю прекрасный дворец и назовите его Дворцом прославления! — повелел Всевышний».
В этих хадисах Пророка указано, какая великая награда ожидает тех, кто восхваляет Аллаха. В другом хадисе Пророка, переданном Абу Хурайрой (радыяллаху анху), Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) предупредил: «Любое допустимое шариатом дело, начатое без восхваления Всевышнего, неполно и ущербно» (Абу Давуд, «Адаб», 18). То есть не принесёт верующим пользы и блага.
Вывод третий. Создатель небес и земли Аллах сказал: «Если вы будете благодарны, то я непременно умножу вам [милость]» (Сура «Ибрахим», 14 / 7). В таком случае, если мы будем выражать признательность и восхвалять Аллаха за дарованную еду и питьё, признавая их ценность, то Он преумножит наши средства к существованию.
Вывод четвёртый: этот хадис Пророка наполняет нашу жизнь радостью, счастьем и спокойствием, потому что человек ежедневно вынужден что-либо кушать и пить. Соответственно, не благодарящие Создателя люди всего лишь наполняют едой и напитками свои желудки. Однако почитающие Аллаха верующие, с одной стороны, насыщают свои тела, с другой — свои души. Таким образом, они получают двойную пользу.
Вывод пятый: еда и вода влияют как на физическое, так и духовное состояние человека. Недозволенная пища убивает в нём любовь, милосердие, сострадание, мудрость, совесть и приводит к возникновению различных болезней. Потому что уже доказано, какое сильное влияние на организм оказывает дух: люди с ослабленным духом теряют и физическую силу. Для развития полноценно здоровых личностей и общества необходимы вера, Ислам и пророки.
Вывод шестой: в сердце му`мина, который после приёма пищи и воды возблагодарил Аллаха, возникают чувства счастья и спокойствия от того, что Всевышний доволен им. Таким образом, он получает удовольствие и от трапезы, и от самой жизни. Разве может быть что-либо более ценное, чем возможность заслужить одобрение Создателя?
Имамы Бухари и Муслим, ссылаясь на Абу Саида аль-Худри (радыяллаху анху), передавали следующий хадис Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Аллах обратился к обитателям Рая:
— Довольны ли вы?
— Разве мы можем быть недовольными? Ведь Ты дал нам больше, чем другим своим созданиям!
— Хотите получить нечто ещё более ценное? — спросил Творец Вселенной.
— А разве существует то, что ещё дороже? — удивились они.
— Я отмечу вас знаком Своего одобрения. Отныне Я не буду на вас гневаться» (Тирмизи, «Джанаиз», 36).