Благородный Осман бин Аффан Зин-Нурейн (радыяллаху анху) годы правления: 644-656. Благородный Осман (радыяллаху анху) является третьим из четырех великих праведных халифов. Он прославил себя многими добрыми делами. Осман бин Аффан (радыяллаху анху) был женат на дочери Мухаммада (саллалляху алейхи ва саллям) благочестивой Рукиййи. После ее смерти он так сильно печалился и отклонял все предложения повторно вступить в брак, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) выдал за него свою младшую дочь Умму Гульсум. За это Османа называли Зин-Нурейн, что означает «обладающий двумя Нурами».
Когда же через какое-то время Умма Гульсум умерла, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) в знак особой любви и заботы сказал благородному Осману (радыяллаху анху): «Если бы у меня была и третья дочь, то я непременно выдал и ее за тебя!».
Потому что благородный Осман (радыяллаху анху), по выражению Пророка (салляллаху алейхи ва саллам), среди всех остальных сахабов по нраву был похож на него самого. Зять Посланника Аллаха был человек мудрый, проницательный, тонкой и щедрой души, обладал божественным познанием, мягким характером и исключительной скромностью. Кроме того, никто из сахабов не мог с ним сравниться в красноречии. Однако говорил благородный Осман (радыяллаху анху) всегда кратко и по существу.
Он был образцовой личностью во всем, но особо отличался от других благочестием и обостренным чувством стыдливости. Желая направить людей на путь истины, Осман (радыяллаху анху) говорил так: «Защита глаз от запретного – какое же это прекрасное прикрытие, чтобы спастись от искушения!».
Однажды Анас по пути к Осману (радыяллаху анху) повстречал очень красивую женщину. Охваченный мыслями о ней, он вошел в дом Османа (радыяллаху анху). Тот же, взглянув на гостя, сказал:
— О, Анас! Ты заходишь сюда, несмотря на то, что в твоих глазах следы прелюбодеяния.
— Как, разве и после кончины Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) тебе продолжают приходить откровения? – поразился Анас.
— Нет, — ответил Осман, — это проницательность и правильное рассуждение.
Как-то раз в комнату, где сидел Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) вместе с Айшой, с его разрешения зашли благородный Абу Бакр, Умар и Сад бин Малик (радыяллаху анхум). Затем же позволения войти попросил благородный Осман (радыяллаху анху). Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) сразу выпрямил осанку, а матери всех правоверных велел уйти. Они побеседовали некоторое время, а позже Айша спросила мужа:
— Почему ты не изменил позы, когда вошли мой отец и другие сахабы, но сделал это сразу же при виде благородного Османа (радыяллаху анху) и даже велел покинуть комнату?
— Как же мне не испытывать чувства стыдливости перед человеком, которого стыдятся даже ангелы?! Клянусь Аллахом, ангелы стыдятся Османа так же, как Всевышнего и Посланника Его. Если бы ты была рядом со мной в том время, пока он находился в комнате, то он не разговаривал и не поднимал бы головы до самого своего ухода.
Прекрасно иллюстрирует ценность высочайшей благовоспитанности этого сахаба перед Господом следующий хадис-шариф. «Как-то раз благородный Али (радыяллаху анху), принеся Пророку (саляллаху алейхи ва саллям) воду для омовения, спросил:
— О, Посланник Аллаха! Кто будет первым человеком, призванным к ответу в день Страшного суда?
— Я! – ответил Пророк. – Я смогу находиться перед Аллахом столько, сколько пожелаю. Затем я выйду со всеми прощенными грехами. Следующим будет Абу Бакр. Он также будет находиться перед Господом столько, сколько захочет и выйдет прощенным. Затем будет Умар бин Хаттаб. И он предстанет перед Аллахом и выйдет от Него с прощенными грехами.
Благородный Али (радыяллаху анху) продолжал спрашивать: «Кто будет следующим?» и услышал из уст Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Следующим будешь ты». Сахаб удивился:
— А как же Осман бин Аффан?
— Осман обладает стыдливостью, скромностью и благочестием в такой высочайшей степени, что я попросил Всевышнего не призывать его к ответу. И Аллах принял мое ходатайство (Мухаммад Ар-Рафии Аль-Казвини, Ат-Тавдин фи Ахбари Казвин, 1/114).
Благородный Осман (радыяллаху анху) воспринимал любой поданный Мухаммадом знак как приказ и был готов к любым испытаниям. В день Худайбийа Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) направил Османа (радыяллаху анху) парламентером в Мекку. Но мушрики не разрешили сахабам совершить умру, а Осману предложили: «А ты, если хочешь, можешь сейчас один совершить таваф!..». Еще раз подтверждая свою верность и преданность Аллаху и Его Посланнику (салляллаху алейхи ва саллям), переговорщик ответил: «Я не сделаю этого, пока Пророк не совершит обход Каабы! Я могу посетить Бейтуллах только после него. Там, где не принимают его, нет и меня!..» («Ахмад», IV, 324).
Досточтимый Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) так выражал свою благосклонность к Осману (радыяллаху анху): «Что бы ни совершил Осман впредь, ничто не принесет ему вреда благодаря его щедрому и бескорыстному пожертвованию на пути Аллаха (инфак)».
Когда благородный Осман (радыяллаху анху) совершил хиждру в Медину, он узнал, что мусульмане там испытывают затруднения с водой. Во всех колодцах она была горькой и соленой, и лишь в источнике Рума — пресной и приятной на вкус. Им владел один иудей, который продавал воду и тем самым добывал средства к существованию. Когда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) обратился к умме с просьбой выкупить источник, Осман откликнулся немедленно. После долгих уговоров он добился у иудея разрешения для мусульман пользоваться колодцем через день, а затем полностью выкупил источник и подарил его людям. Так, благодаря его милости и щедрости мусульмане Медины забыли о трудностях с водой. По преданию, Осман (радыяллаху анху), проявляя величайшую скромность, вместе со всеми вставал в очередь к тому колодцу. По другому преданию, это проявление беспримерной щедрости послужило причиной ниспослания следующих священных аятов:
[В тот день праведникам будет сказано]: «О душа, обретшая покой! Вернись к Господу своему снискавшей радость и довольство! Войди в круг Моих рабов! Войди в Мой рай!» («аль-Фаджр», 89/27-30).
Когда Масджидун-Набави (Мечеть Пророка) в Медине перестала вмещать всех молящихся и люди стали ставить шатры вокруг нее. Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) призвал правоверных: «Тот, кто расширит пространство нашей мечети хотя бы на один локоть, попадет в Рай!». Благородный Осман (радыяллаху анху) вызвался сделать все возможное и был готов отдать все, чем владел. По этому поводу был ниспослан следующий аят:
«Только тот может соорудить мечети Аллаха, кто уверовал во Всевышнего и в Судный день, кто совершает салят, вносит закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они и будут на верном пути» («ат-Тауба», 9/18).
Во время правления благородного Абу Бакра (радыяллаху анху) в Медине возникли перебои с продовольствием. Когда из Дамаска прибыл принадлежащий Осману караван из ста верблюдов, груженных пшеницей, люди стали предлагать ему семь дирхамов вместо одного за меру зерна. Но в ответ слышали отказ: «Есть тот, кто дает больше, чем вы. Продам ему!». Огорченные произошедшим асхабы-кирам пожаловались на несговорчивого продавца халифу. Но тот понял глубокий смысл этого ответа: «Не думайте плохо об Османе! Он является зятем Посланника Аллаха и его другом в обители Рая. Наверняка вы неправильно поняли его слова». Затем Абу Бакр поведал о глубокой печали асхабов самому Осману и услышал: «Они предлагали семь дирхамов, в то время как есть более Щедрый, который дает 700 дирхамов вместо одного. Мы отдадим пшеницу Тому, кто воздаст за нее в 700-кратном размере». После чего благочестивый Осман раздал ради Аллаха всю пшеницу беднякам Медины, а сто верблюдов принес в жертву.
В основе прекрасных качеств и высокой нравственности благородного Османа (радыяллаху анху) было духовное воздействие Священного Корана: «В мире земном мне привита любовь к трем вещам – кормить досыта голодных, обеспечивать одеждой нуждающихся, а также к чтению Корана». Проснувшись, он с благоговением целовал книгу Аллаха: «Не хочу жить ни одного дня или ночи без того, чтобы не раскрыть и не почитать Коран» («Канз», 1225). От частого пользования два его Мустахафа стали очень ветхими. А однажды благородный Осман совершил намаз, прочитав в одном ракаате Коран от начала до конца.
Осман бин Аффан способствовал популяризации Корана. Когда комиссия сахабов во главе с Абу Бакром сопоставила записанные аяты с заученными хафизами и собрала их в одну книгу в порядке, указанном Пророком при жизни, Осман разослал Мусхафы в крупные центры исламской духовности. Тем самым этот благочестивый человек предотвратил разногласия и споры в отношении Священного Корана.
Осман бин Аффан (радыяллаху анху) носил простую и чистую одежду, сшитую из недорогого грубого сукна. После обеда он спал в мечети прямо на земле, и к его благословенному телу прилипали мелкие камешки. Он потчевал других вкусными яствами, в то время как сам довольствовался уксусом и оливковым маслом.
Благородный Осман (радыяллаху анху), проводивший дни в постах, а ночи в поклонении, ночью сам приносил себе воду для омовения, так как не желал беспокоить слуг в часы их отдыха. Он даже попросил одного раба, которого когда-то наказал за провинность, оттаскать за уши и подбодрил такими словами: «Тяни сильнее, сынок. Месть только в этом мире, а в вечном мире ее нет».
Правление благородного Османа (радыяллаху анху) отличалось скромностью и справедливостью, принесло благоденствие и ознаменовалось большими завоеваниями. В состав халифата вошли Кипр, Тараблус, Табаристан, Армения, началась морская торговля. Были предприняты походы на острова Родос, Мальта и в Византию. Но процветание общества вызвало у некоторых людей зависть. Мунафики, подстрекаемые иудеем Абдуллахом бин Саба, устроили заговор. Мятежники из различных краев объединились и схватили Османа (радыяллаху анху) прямо в доме в Медине. Его лишили права пользоваться питьевой водой из колодца, который он выкупил и передал в дар мусульманам. Он сожалел лишь о том, что подданные выступили против него и что смуты будут продолжаться и дальше: «Я подобен отцу дурных детей, которого они при жизни не слушают, а когда умрет, начинают сокрушаться по нему».
Благородный Осман (радыяллаху анху) запретил сахабам силой уничтожить мятежников: «Я предпочитаю тихо и с покорностью умереть до пролития крови, чем умереть после пролития крови». Он пытался образумить заговорщиков. Осман (радыяллаху анху) читал Священный Коран, когда принял смерть шахида в возрасте 80 лет. В тот трагический момент капля крови халифа, отдавшего жизнь за веру, упала на строки аятов Корана:
«…Аллаха достаточно тебе против них, ибо Он – Слышащий, Знающий» («Бакара», 2/137).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Клянусь Аллахом, что Осман непременно будет заступником 70 000 человек, уготованных для ада, и введет их в рай» («Дейлами», Фирдаус, 4/360).
Попробуем же искренне проникнуться мудростью и духовным благом изречений Османа (радыяллаху анху) в надежде получить свою долю от света знаний и высокой нравственности этого благочестивого сахаба.