facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

C каким намерением выйти в путь? Адабы

0

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) за свою жизнь побывал во многих поездках, походах, путешествиях, связанных с работой, посещением родственников или близких по духу людей, переселением, служением на пути Аллаха. В итоге из того, каким образом Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) организовывал уклад своей жизни в дороге, сложилась культура поведения путника-мусульманина. Сподвижники, выходя в дорогу, руководствовались примером своего любимого Пророка (салляллаху алейхи ва саллям).

 Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) выходил в путь по большей своей части в четверг, и только за редким исключением делал это в другие из дней недели (Бухари, «Джихад», 103; Абу Дауд, «Джихад», 77).

В подобном выборе Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), несомненно, нет случайности. Как известно, в этот день — в четверг — все деяния человека предоставляются Аллаху (Тирмизи, «Саум», 43), а также открываются врата Рая (Муслим, «Бирр», 35).

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), выходя в дорогу, ожидал от этого путешествия лишь довольства Аллаха и принятия Им в качестве благодеяния. Он желал, чтобы в четверг его деяние было представлено Всевышнему. Каждый мусульманин, намереваясь совершить путешествие, должен знать об этом несравненном благе.

Отправляться в путь желательно ранним утром, вбирая в себя живительную утреннюю прохладу, молясь Всевышнему, купаясь в баракате утра, в первых лучах солнца, отчего настроение поднимается, и хорошее самочувствие поможет преодолеть сложности дорожного быта. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), провожая своих учеников в дальнюю дорогу, с такими словами-мольбой обращался к Аллаху: «О, Всевышний! Надели благодатью тех из моей уммы, которые на рассвете приступили к своим делам» (Абу Давуд, «Джихад», 78).

Вставать на рассвете – одно из условий праведной и обеспеченной жизни в Исламе. Ранним утром принято начинать занятия по приобретению знаний, практических навыков, обучаясь какому-нибудь делу, ремеслу профессионально, открывать магазины и лавки, мастерские, совершать уборку дома и рабочего места, если этого не было совершено накануне. Сахаб Сахр ибн Вада аль-Гамиди (радыяллаху анху) занимался торговлей, и его караваны всегда отправлялись рано утром. В самый короткий срок Аллах вознаградил его баракатом, дела его пошли успешно (Тирмизи, «Бую», 6), он разбогател и стал своим имуществом ещё усерднее служить на пути Аллаха.

Каждый мусульманин, намерившийся выйти в дорогу, должен постараться найти себе спутника. В пути поджидает много опасностей: непредвиденные затруднения, болезнь ребёнка, окончание съестных припасов, болезнь верхового животного или поломка автомобиля. В таких случаях мусульмане должны спешить на помощь друг другу, как этого требуют предписания Ислама и человеческий долг.

Сахаб Абу Са’ид аль-Худри (радыяллаху анху) рассказывал о том, как они с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) находились в пути, когда им навстречу выехал человек, оглядывающийся по сторонам в поисках того, кто бы мог ему помочь. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) обратился к сподвижникам: «Пусть имеющий лишнее верховое животное отдаст его тому, у кого его нет, и пусть имеющий излишки припасов даст (что-нибудь) тому, у кого ничего нет»,– и он перечислил так много всего из видов имущества, что мы подумали, что никто из нас не имеет права на излишнее» (Муслим, «Луката», 18).

Джабир (радыяллаху анх)у рассказывал: «Находясь в пути, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) часто шел завершающим группы, помогая отставшим, подбадривая слабых, сажая их в седло позади себя и обращаясь к Аллаху с мольбами за них» (Абу Дауд, «Джихад», 94).

В пути следует ориентироваться на силы и возможности самого слабого попутчика, ибо сила цепи определяется по самому слабому звену.

Совместное путешествие является верным способом узнать характер человека, его слабые и сильные стороны. При Умаре (радыяллаху анху) один человек расхваливал какого-то своего знакомого. Благочестивому Умару, чувство ответственности и справедливости которого были всем известны, доводы человека не показались убедительными, и он спросил: «Вёл ли ты с ним торговые дела?» Он ответил: «Нет». – «Значит, вы с ним соседи?». «Нет», – снова ответил человек. «Может, вы с ним вместе путешествовали?» – поинтересовался Умар. Ответ был всё тот же: «Нет». «В таком случае ты говоришь о человеке, которого совсем не знаешь», – сказал ему Умар (радыяллаху анху).

Внутренний мир человека во всей полноте проявляется во время длительных поездок. Из-за каких-либо мелочей, недоразумений между людьми могут возникнуть разногласия, серьёзные проблемы. Причиной этому являются слабости человека, нетерпеливость или скрываемые до этих пор свойства характера и недостатки. А между тем, в дороге, в путешествии (особенно если человек находится в Хадже) необходимо проявлять тактичность, чуткость, деликатность, избегать всякого рода грубостей, стычек и непристойностей.

Закончив свои дела, необходимо позаботиться о скорейшем возвращении домой. Передают со слов Абу Хурайры (радыяллаху анху), что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Путешествие является частью (того, что доставляет) мучения, ибо любого из вас оно лишает возможности (достаточно) получать еду, питьё, сон (в полной мере), а поэтому пусть поспешит вернуться к своей семье тот из вас, кто достиг цели своей (поездки)» (Бухари, «Умра», 19; Муслим, «Имара», 179).

У каждого есть или должны быть те, кто его ждёт, поэтому не стоит затягивать встречу и обрекать близких на ожидание. Мусульманин, строя планы, должен при совершении действий учитывать все тонкости, тщательно всё продумывать и взвешивать, стремиться к тому, чтобы не нарушать чьих-либо прав.

Джабир (радыяллаху анху) рассказывал о том, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) не советовал людям возвращаться к своим семьям ночью (Бухари, «Никях», 130; Муслим, «Имара», 183).

Анас (радыяллаху анху), рассказывая о Посланнике Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) отмечал, что Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) не возвращался к своей семье ночью, а делал это обычно утром или вечером (Бухари; Муслим, «Имара», 180).

Подобным поведением Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) подчёркивал, что в отношении к своим домашним, будь то глава семьи, сын, родственник нужно быть предупредительными и заботливыми. Если есть возможность заранее сообщить о своём приезде, то следует это сделать. Это даст возможность семье подготовить себя как морально, так и внешне, устранив имеющиеся в хозяйстве недостатки и приведя дом в надлежащий порядок. Внезапное же появление может вызвать панику, которая может привести к ряду проблем. В случае невозможности оповестить семью о своём приезде путник должен так рассчитать своё возвращение, чтобы оно приходилось на светлые часы дня. Это связано ещё и заботой об окружающих, которые могли видеть позднее возвращение мужчины домой, и, не рассмотрев его в темноте, могли бы заподозрить и подумать плохое об обитателях этого дома.

Согласно сообщениям Кааб бин Малика (радыяллаху анху), Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) с дороги сразу заходил в мечеть и совершал там два ракаата намаза (Бухари, «Магази», 79; Муслим).

Это говорило о многом. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) таким образом выражал благодарность Всевышнему за благополучное возвращение. Омовение и молитва очищают человека от всех материальных и духовных нечистых состояний, отчего душа приобретает спокойствие. Даже если поездка совершается на близкое расстояние, человек от неё устает. Омовение и молитва способствуют тому, что путник приходит в свой дом успокоенным и бодрым. Кроме этого, это даёт возможность узнать последние новости о происходящем в доме и в этой местности. И если случилось такое, что может вызвать потрясение, боль, пребывание в мечети и молитва помогут адекватно и достойно отреагировать на произошедшее. 

(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)

Share.