В хадисе говорится: «Всевышнему Аллаху нравится видеть Своего раба уставшим в поисках честного заработка» (Суюти, «Джамиус Сагир», 1 / 65).
К сожалению, капиталистическое мышление разрушительно повлияло на нравственные ценности. В современном мире халяль и харам пребывают буквально в одном шаге друг от друга.
Крайне опасно для сердца считать харам дозволенным. Это само по себе относится к разряду совершения запретных действий. Ибо человек, мыслящий таким образом, может нарушать каноны Ислама и потерять искренность веры. Недопустимо, когда деяния, противоречащие Исламу, сначала относят в разряд законных, затем они входят в практику.
В наши дни некоторые люди, поступающие таким образом, нашли себе оправдание. Они полагают, что «вынуждены» следовать законам капиталистической системы. Однако при выборе источника существования человек не обязан останавливать свой выбор на предпринимательской деятельности.
Можно получать халяльный доход и другими способами, соблюдая принципы Ислама. Также мусульманин ни в коем случае не обязан с алчностью стремиться к наживе или обогащению, считая подобное поведение дозволенными. Ибо это также идет вразрез с нормами исламской морали и Сунной Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).
Д. Руми говорил: «В это утро ко мне перестали приходить откровения. Я понял, что в мое тело попала сомнительная пища. Знания и мудрость рождаются из халяльной еды. Любовь и доброта являются плодами дозволенной пищи. Если после трапезы появляется состояние беспечности, знай, что этот кусок сомнителен или же запретен».
Честно заработанный 1 рубль гораздо ценнее миллиона, приобретенного в нарушение норм шариата. Запретный или сомнительный заработок разрушает духовность человека и лишает его умиротворения. Тогда как честный и чистый заработок помогает достигнуть фейза и бараката.
Известно, что порой люди начинают верить так, как живут. Вначале некоторые экономические операции, запретные с точки зрения Ислама, они совершают как вынужденные, со временем человек смиряется с ними и начинает считать их допустимыми и законными. Так мусульманин собственными руками наносит колоссальный вред своему иману.
Каждый предприниматель-мусульманин обязательно должен задумываться над источником получения прибыли. Пусть каждый бизнесмен избегает харама и станет крайне скрупулезным в вопросах веры и чистоты дохода, соотнося вопрос имана с итикадом.