Ответьте, пожалуйста, на какие моменты нужно обращать внимание при погребении покойного. Недавно пришлось с этим столкнуться, поняла, что деталей не знаем и многое сделали неправильно. С уважением, Раиса Ибрагимова, Тетюши.
Между учеными нет никаких разногласий в том, что перенос покойного к месту захоронения, является ваджибом. Несение покойного считается благодеянием и выражением уважения к нему. По мнению ученых, перенос тела покойного в мешке, или иным неприемлемым образом, расценивается как харам.
После того, как тело покойного было обмыто и обернуто в саван, его укладывают в табут или кладут на специальные носилки. Сунной является перенос табута (ящика) или носилок четырьмя людьми с двух сторон. То есть люди стоящие с левой стороны ящика или носилок кладут их себе на правое плечо, а те, кто стоит с правой стороны, кладут их на левое плечо. Тело покойного следует нести головой вперед.
Сунна при переносе тела покойного:
1) При переносе тела покойного, двигаться мелкими быстрыми шагами. Доказательством этому служит хадис, в котором посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Торопитесь похоронить умершего. Если он был благочестивым человеком, то быстрое погребение будет для него благом. Если же он был плохим человеком, то вы скорее снимите его со своих плеч» (Бухари).
2) Сопровождение тела покойного. По общему мнению, участие в похоронной процессии является поощряемым действием. Так как сообщается, что Берра ибн Азиб (радыяллаху анху) сказал: «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) повелел нам участвовать в похоронной процессии, навещать больных, говорить чихнувшему человеку «ярхамукяллах», отвечать на приглашение в гости, оказывать помощь обиженным и угнетенным» (Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа).
Участие в похоронной процессии включает в себя три элемента:
а) Участие в джаназа – намазе. Сообщается, что Зайд бин Сабит, сказал: «Совершив джаназа – намаз, ты снимаешь с себя свой долг».
б) Сопровождать тело покойного вплоть до могилы, и ждать до окончания захоронения. Так как в одном из хадисов, переданном от Абу Хурайры, сообщается: «Тот, кто примет участие в джаназа – намазе, получит один карат вознаграждения. Если же останется до окончания погребения, то получит два карата вознаграждения. А каждый карат подобен горе Ухуд» (Бухари, Муслим).
в) После погребения покойного, просить у Аллаха Всевышнего прощения для него.
3) Находиться в состоянии смирения и раздумья. Людям, принимающим участие в погребальной молитве, следует, находясь в состоянии смирения размышлять о своем будущем и извлечь необходимые уроки из смерти покойного. Не следует разговаривать о мирских делах и смеяться.
4) Следует накрыть чем-либо тело покойного. Покойника, лежащего на носилках, куполообразно прикрывают досками или же ветвями деревьев.
5) Не садиться до тех пор, пока покойный не будет положен на землю. Людям, принимающим участие в похоронной процессии желательно не садиться, пока носилки с телом покойного не будет сняты с плеч тех, кто их нес. Так как в этот момент может потребоваться помощь. В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Увидев похоронную процессию, встаньте на ноги. Те же, кто участвует в ней пусть не садятся до тех пор, пока покойный не будет погребён» (Абу Дауд, Тирмизи).
4. Действия, являющиеся порицаемыми (макрух) при похоронах:
1) Откладывание погребальной молитвы и захоронения. Например, откладывание погребальной молитвы из-за пятничного намаза, с тем, чтобы в погребальной молитве приняло участие еще больше людей. Однако в том случае, если из-за похорон может быть пропущен пятничный намаз, следует в первую очередь выполнить его.
2) Садиться до того как носилки с покойным будут положены на землю, и вставать на ноги после того, как носилки с телом покойного будут положены на землю.
3) Участвовать в похоронной процессии верхом на ездовом животном. Сунной является сопровождение похоронной процессии пешком. Так как в одном из хадисов сообщается: «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) никогда не участвовал в праздничном или погребальном намазах, будучи верхом» (Навави). Передается, что Савбан (радыяллаху анху) рассказывал: «Однажды мы вместе с посланником Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) отправились на джаназа – намаз. Он увидел некоторых людей верхом и сказал им: «Неужели вам не стыдно? Ангелы Аллаха Всевышнего следуют пешком, а вы едете верхом»» (Ибн Маджа, Тирмизи).
Не возбраняется ехать верхом при возвращении с похорон. Так как в хадисе, переданном от Джабира ибн Семуры (радыяллаху анху) сообщается: «Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) привели коня и возвращаясь с похорон Ибн Дахдана, он сел на этого коня, а мы шли рядом с ним пешком» (Ахмад, Муслим, Насаи).
4) Следуя за похоронной процессией не следует читать громким голосом зикр, Коран, или же кричать. Например, говорить громким голосом: «Просите прощения для покойного!» Имам Байхаки передавал, что сподвижники считали неприемлемым повышать голос при зикре во время похоронной процессии и во время сражения.
5) Нельзя нести за покойным огонь или кадило. Так как наличие огня или кадило может вызвать ассоциации, что якобы покойный будет брошен в ад. В хадисе, переданном Абу Даудом, говорится: «Не следуйте за похоронной процессией с криками и огнем».
6) Также макрухом считается участие женщин в похоронной процессии. Так как в одном из хадисов говорится: «…Вы получили грех, не получив никакого вознаграждения, возвращайтесь обратно» (Ибн Маджа).
Все факихи единодушны в том, что погребение покойного является фардом кифайя (общей обязанностью мусульман). Так как оставить покойного не погребенным, значит проявить к нему неуважение. В то же время людей будет беспокоить запах разлагающегося трупа. Доказательством этому служат следующие слова из аята: «Разве Мы не сделали землю вместилищем для живых и мертвых» (Сура «Мурсалят», 77/25-26). В связи с погребением Хабиля Аллах Всевышний сказал: «Аллах послал ворона, который стал разгребать землю, чтобы показать ему, как спрятать труп его брата. Он сказал: «Горе мне! Неужели я не могу поступить, как этот ворон, и спрятать труп моего брата?» Так он оказался одним из сожалеющих» (аль-Маида 5/31). В другом аяте говорится: «…потом умертвил его и поместил в могилу» (Абаса 80/21).
Наиболее предпочтительным является сразу же после смерти, подготовить тело покойного и похоронить. Доказательством этому служит ранее приведенный хадис: «Торопитесь похоронить умершего. Если он был благочестивым человеком, то быстрое погребение будет для него благом. Если же он был плохим человеком, то вы скорее снимите его со своих плеч» (Бухари).
Также предпочтительно хоронить покойных на кладбище. Так как посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) хоронил умерших сподвижников на кладбище Баки в Медине. Поскольку на кладбище бывает много посетителей, поэтому для покоящихся там делается больше дуа.
Также разрешено хоронить покойного в доме. Так как посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) был похоронен в комнате Айши (радыяллаху анха). Однако хоронить покойного в доме является макрухом. Так как таким образом хоронят только пророков. Так же нежелательно хоронить покойных в мавзолеях и склепах, так как это противоречит сунне.