facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Что нарушает намаз — 1

0

Разговоры во время намаза

Намаз — это поклонение, которое заключается в чтении определённых текстов и совершении предписанных действий. Необходимо соблюдать ряд условий, чтобы богослужение было действительным и выполнялось по Сунне Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Он говорил: «Совершайте намаз точно так же, как и я».

Поклонение становится недействительным (батыл), если нарушается или не выполняется одно из условий. На чистоту намаза также влияют некоторые фразы и действия. По мнению учёных, в вопросах богослужения слова «батыл» и «фасыд» имеют одинаковое значение.

Но, с точки зрения ханафитов, эти термины используются в разных значениях, когда речь идёт о купле-продаже, акте бракосочетания, торговых фирмах и представительствах.

Когда один из видов поклонения становится фасыд или батыл, его нужно совершить заново. Разговоры во время намаза, который начат с соблюдением всех шартов и рукнов, делают его недействительным.

Если во время намаза— намеренно, случайно или по забывчивости — произнести постороннюю фразу или звук, то богослужение считается нарушенным. Сахаб Зайд ибн Аркам (радыяллаху анху) рассказывал: «Раньше во время намаза мы беседовали с рядом стоящими братьями, но затем Всевышний велел нам соблюдать тишину и запретил разговаривать: «Будьте внимательны [к совершению вовремя] обрядовых молитв, и [особенно] средней молитвы. Стойте перед Аллахом смиренно» (Сура «аль-Бакара», 2 / 238; Бухари, «аль-Амалу-фис-салят», 2; Муслим, «Масаджид», 35; Тирмизи, «Мавакыт», 180; Ахмад бин Ханбаль, 1 / 435, 4 / 368).

Муавия бин Хакам ас-Сулями вспоминал, что во время совершения намаза вместе с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) один из присутствующих чихнул. Сахаб тут же сказал: «Йархамукаллах» (да окажет тебе Аллах Свою милость). Все посмотрели на него и знаками велели замолчать. После окончания молитвы Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Некрасиво во время намаза говорить о мирском. Намаз состоит из тасбихов, такбиров и чтения Корана» (Аш-Шавкани, «Найлуль-Автар», 2 / 314).

На основе этого хадиса алимы разработали правила, определяющие слова и фразы, которые можно считать разговором.

1) Намаз нарушается, если кто-то сказал чихнувшему «йархамукаллах» или «рахимакаллах» и тот ответил «Аминь». Если чихнувший произнесёт «йархамукаллах» самому себе, то богослужение не нарушается, так как в этом случае он никому не отвечает и ни к кому не обращается.

2) Стоны и плач из-за болезни или потери имущества, а также возгласы «ах», «уф», «ох» нарушают намаз. Но если от боли или мук звуки вырываются невольно, то молитва не нарушается, даже если они были членораздельными. Слёзы, рыдания и стоны из-за страха перед Аллахом или после поминания Рая и ада не нарушают намаз.

3) Намаз нарушается, если без уважительной причины закашлять так, что отчётливо будут слышны две буквы. Но самопроизвольный кашель не влияет на чистоту богослужения. По мнению алимов, намаз также не нарушается, если прокашляться, чтобы улучшить голос или сообщить имаму о допущенной им ошибке.

4) Если кто-то заплачет во время молитвы, проникнувшись чтением Корана, то следует обратить внимание на причину. Если плач вызван страхом перед Аллахом, то намаз не нарушается, но если слёзы вызваны проникновенным голосом имама, то намаз нарушается. Не вредит поклонению, если джамаат, вспомнив Рай или ад, воскликнет «баля» (так и есть) или «наам» (да).

5) Намаз нарушается, если джамаат, услышав плохую весть, воскликнет: «Которые, если их постигнет беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и, поистине, к Нему мы и вернёмся» (Сура «аль-Бакара», 2 / 156). Причина в том, что этот аят прочитан в ответ на произошедшие вне намаза события.

6) Намаз не нарушается, если для избавления от васвас и наущений шайтана воскликнуть: «Ля хауля ва ля куввата илля биллях», и если эти мысли связаны с ахиратом. Если думы имеют отношение к мирским делам, то намаз нарушается. Однако при этом считается, что «Ля хауля» произнесено из-за душевной боли.

7) Если человек во время молитвы услышит имя Аллаха и скажет в ответ «Ля иляха иляллах» (нет бога, кроме Аллаха) или «джалля джалялюху» (воистину, Он превыше всего), или, услышав имя Пророка, произнесёт салават, или же, подтверждая слова имама, скажет: «Садакаллахуль-азым» (Всевышний изрёк истину), то намаз нарушается. Но если выражения употреблены не для ответа кому-либо, а для восхваления Аллаха и Его Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям), то богослужение не нарушается, так как выражение почтения перед Аллахом и произнесение салавата Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) не противоречат положениям намаза.

8) Если кто-то постучит в дверь или попросит разрешения войти в дом во время совершения богослужения, то человек в намазе может воскликнуть: «Альхамдулиллях», «Аллаху акбар» или «Субханаллах».

9) Не нарушает намаз чтение дуа, содержащихся в Коране и хадисах, например: «Аллахумма акримни» (О, Аллах, окажи нам милость), «Аллахумма ан’им алеййе» (О, Аллах, дай мне блага), «Аллахумма гфирли ва ли валидаййе ва лильмумина йавма йакумуль-хисаб» (О, Аллах, прости мои прегрешения, грехи моих родителей и всех мусульман в день Суда). Но молитвы, которых нет в Священной Книге и хадисах, делают богослужение недействительным, например: «Аллахуммагфир лиамми» (О, Аллах, прости моего дядю) или «Аллахуммагфир лихали (О Аллах, прости моего дядю по матери). Также нарушают также намаз дуа, похожие на повседневную речь людей, например, «Аллахумма ат’имни лахман» (О, Аллах, дай мне мяса), «Аллахумма акди дайни» (О, Аллах, выплати мои долги) и «Аллахумма рзукни завжатан» (О, Аллах, дай мне супругу).

10) Намаз нарушается, если вслух поздороваться с кем-либо, ответить на приветствие или пожать руку. При этом не имеет значения, сделано это было сознательно или по забывчивости. Но богослужение не нарушается, если ответить движением руки, кивком головы или движением глаз или бровей.

11) Поклонение считается недействительным, если совершающий намаз выполнит приказание подвинуться вперёд или уступить место», так как он подчинился воле людей, а не Аллаха. Если молящийся сам уступил место, то его намаз не нарушается.

12) Чтение какой-либо надписи и стремление её понять не нарушает намаз, но в то же время считается макрух. По мнению Абу Ханифы, чтение аятов по книге делает богослужение недействительным, так как ношение Корана, чтение текста и переворачивание страниц относится к амалю касир — многочисленным действиям, нарушающим намаз. Но Абу Юсуф и имам Мухаммад полагают, что поклонение не нарушается, а считается макрух. Причина в том, что чтение по книге во время молитвы характерно для других религиозных конфессий (Аль-Касани, 1 / 220—242; Ибн Хумам, «Фатхуль-Кадир», 1 / 280—285; Ибн Абидин, 1 / 574; Аз-Зухайли, 2 / 6; Бильмен, стр. 231, 232).

13) Джамаат должен поправить имама, если он ошибётся во время кыраата или будет читать неуверенно. При этом не нужно спешить, ведь нежелательно поправлять имама сразу в тот момент, когда он начал запинаться. Но считается макрух, если имам, в свою очередь, станет ждать, когда его поправят. Если он прочитал необходимое для действительности намаза число аятов, лучше выполнить рукуу или перейти к другому аяту.

Намаз джамаата, который поправил ошибку имама после того, как он перешёл к другому аяту, становится недействительным. Если имам последует за ними, то нарушится и его богослужение, так как верующие стали подсказывать ему без всякой необходимости, а он поступил согласно подсказке.

Мисвар ибн Язид аль-Макки (радыяллаху анху) рассказывал: «Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) возглавлял намаз и случайно не прочитал один аят, а сразу перешёл к другому. Один сподвижник заметил: «О, Расулюллах, вы пропустили некоторые аяты». Тогда он воскликнул: «Лучше бы вы сразу предупредили меня об этом» (Ахмад бин Ханбаль, 4 / 74; Аш-Шавкани, 2 / 322).

Хадис, который передал благочестивый Умар (радыяллаху анху), указывает на позволение поправлять ошибки при кыраате: «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) возглавлял намаз и вдруг запнулся на одном аяте. После богослужения он обратился к моему отцу с вопросом: «Разве тебя не было вместе с нами на намазе?» Когда мой отец ответил утвердительно, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тогда что удержало тебя? Разве ты не мог напомнить тот момент, на котором я запнулся?» (Аш-Шавкани, 2 / 322).

Если верующий поправит чтение Корана у постороннего человека, а не имама, то его намаз нарушится, так как это считается обучением и амалю касир. Но если же он индивидуально прочитает аят для кыраата, а не для поправки совершающего намаз чужого имама и в результате тот исправит своё чтение, то намаз этого человека не нарушается.

 Продолжение: Ошибки в намазе — 2

Share.