facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Что нужно знать о хараме и макрух?

0

Харам — это запрещённые действия, а макрух — нежелательные. Запреты в Исламе определены аятами и хадисами в твёрдой и категоричной форме.

По мнению большинства учёных-правоведов, кроме ханафитов, харамность допускается и в случае, если имеются лишь предположения («хабару вахид»). Ханафиты называют тахриман макрух те действия, которые в категоричной форме указаны в «хабару вахид». Понятие танзихан макрух у ханафитов подразумевает поступки, которые указаны не столь категорично. Запреты Аллаха и Его Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) имеют различную форму.

1. Прямое повеление в Коране.

В аятах запрет передан в категоричной форме с помощью слова «харам»: «Запретны вам в качестве жён ваши матери, дочери, сёстры, тётки со стороны отца, тётки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, молочные матери, молочные сёстры, матери ваших жён, падчерицы — ваши воспитанницы, с матерями которых вы сошлись (а если вы не сошлись с их матерями, то нет греха, если женитесь на падчерицах); запретны [вам также] жёны ваших кровных сыновей, запретно жениться одновременно на двух сёстрах, если это не случилось прежде, — воистину, Аллах — прощающий, милостивый» (Сура «ан-Ниса», 4 / 23).

«Вам запрещено [есть] мертвечину, кровь, свинину, а также то, что заколото без упоминания имени Аллаха, [убоину] удавленную, забитую палками, издохшую при падении [с высоты], убитую рогами и [скотину], которую задрал хищник, — если только вы не заколете её по предписаниям, — и то, что заколото на [языческих] жертвенниках. Запрещено вам также предсказывать будущее. И всё это — нечестие. Сегодня те, которые не уверовали, потеряли надежду отклонить вас от вашей веры. Но вы не бойтесь их, а бойтесь Меня. Сегодня Я завершил [ниспослание] вам вашей религии, довёл до конца Мою милость и одобрил для вас в качестве религии Ислам. Если же кто-либо, страдая от голода, а не из склонности к греху, вынужден будет [съесть запретное], то ведь Аллах — прощающий, милостивый» (Сура «аль-Маида», 5 / 3).

2. Если разрешённое спустя некоторое время стало запретным.

В качестве примера можно привести аят: «Отныне и впредь тебе не дозволено [брать новых] жён, а также заменять [прежних жён] другими, если даже ты очарован их красотой, за исключением твоих невольниц. Аллах ведь следит за всем сущим» (Сура «аль-Ахзаб», 33 / 52).

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Верующему запрещается пользоваться имуществом другого мусульманина без позволения» (Ахмад ибн Ханбаль, «Муснад», 5 / 72).

3. С использованием глагола повелительного наклонения: «И остерегайтесь прелюбодеяния, ибо оно — мерзость и мерзкий путь» (Сура «аль-Исра», 17 / 32).

4. Используя выражения, содержащие предупреждение.

Например, в аяте глагол «воздержитесь» запрещает совершение действий (харам): «О, вы, которые уверовали! Опьяняющий напиток, майсир, [жертвоприношения] на каменных жертвенниках [и гадание] по стрелам — скверные деяния, [внушаемые] шайтаном. Сторонитесь этого, быть может, вы преуспеете» (Сура «аль-Маида», 5 / 90).

Виды харама

Причиной запрета является вред или опасность, которые имеются в вещи или в действии. В зависимости от явного или косвенного проявления, харам делится на два вида:

Харам лизатихи — действия, которые изначально запрещены Аллахом и Его Посланником (салляллаху алейхи ва саллям), без условий и указания временных рамок. Например, прелюбодеяние, кража, употребление падали, заключение брака с родственниками. Эти запреты введены для сохранения пяти основ существования человечества: жизни, имущества, разума, религии и продолжения рода.

Запрещенные действия считаются незаконными, но не влекут за собой никаких юридических последствий. Например, прелюбодеяние не может быть причиной для установления кровного родства или права наследства. Также кража не даёт права владеть имуществом, приобретённым незаконным путем. Все виды харама (если не наступит безвыходное положение) не могут быть дозволенными.

Харам лигайрихи — дозволенные действия, которые в силу обстоятельств стали запретными. Например, видеть аурат женщины является харамом, так как это может привести к прелюбодеянию. Однако после заключения брака позволяется смотреть на любую часть тела супруги.

Также мусульманам запрещено совершать куплю-продажу во время джума-намаза: «О, вы, которые уверовали! Когда вас зовут на соборную молитву в пятницу, проявляйте рвение в поминании Аллаха, оставив торговые дела. Это лучше для вас, если только вы разумеете» (Сура «аль-Джума», 62 / 9). Но этот запрет распространяется лишь на ограниченное время, чтобы не удерживать людей от посещения мечети.

При острой необходимости дозволено нарушение этого вида харама. Например, eсли возникла острая необходимость во врачебном осмотре, и нет врача-женщины, то доктору-мужчине разрешается провести осмотр.

Синонимами слова «харам» являются «масият» (ослушание) и «грех». Человек, отрицающий запреты Всевышнего, считается вероотступником (Газзали, «аль-Мустасфа», «Булак», 1322, 2/31; Паздави, «Усуль», на полях «Кашфуль-асрар», Стамбул, 1308; 1 / 66; Ибн Хумам, «Ат-Тахрир», Каир, 1316—1317; 1/329; Абу Захра, стр. 432; Закиуддин, «Шабан», стр. 215).

Макрух

В эту категорию попадают действия, запретность которых установлена повелениями Аллаха и Его Посланника (салляллаху алейхи ва саллям) не в категоричной форме или в неоднозначных выражениях. Между харамом и макрух есть нечто общее: и то, и другое означает неприглядные и предосудительные действия. Однако, согласно мазхабу Ханафи, существует ряд отличий.

Харам — действия, которые чётко и ясно запрещены повелениями Аллаха, а также мутаватир— или машхур-сунной, тогда как макрух — это запрещённые действия, основанные на тех же доказательствах, но выраженные в более мягкой форме. Макрух делится на два вида: тахриман и танзихан.

Макрух тахриман — запреты на определённые действия, выраженные не в категоричной форме. Если повеление основывается на предположительных доказательствах (слабее машхур), то оно считается макрух тахриман — близким к хараму. В качестве примера можно привести хадис: «Пусть никто без позволения брата по вере не перебивает чужие торги и не сватается к помолвленной девушке» (Бухари, «Никах», 45; Муслим, «Бую», 8; «Никах», 38, 49, 52, 54, 56).

Запрет в хадисе носит категоричный характер. Исходя из формы выражения, эти действия должны быть харамом, но так как хадис является лишь предположительным, то его положения относятся к группе «тахриман макрух». Заслуживает наказания тот, кто совершит указанные поступки, но не считается вероотступником тот, кто не признаёт положений этого хадиса.

Макрух танзихан — запреты Аллаха и Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), носящие не столь категорический характер. Например, употребление чеснока или лука перед посещением мечети. Известно, что Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) велел: «Если вы поели чеснок или лук, то сидите дома и не ходите некоторое время в мечеть!» (Бухари, «Азан», 160; Абу Давуд, «Атима», 41).

Этот хадис учит людей правилам поведения в обществе — не доставлять неудобств другим. Сюда же можно отнести и другие запахи, которые вызывают отвращение: грязных носков, пота или немытого тела.

Совершение поступков, относящихся к танзихан макрух, не влечёт за собой наказания или порицания, но противоречит общественным нормам. Похвально поведение человека, который стараетося избегать совершения обоих видов макруха. Имамы всех мазхабов, кроме ханафитов, относят все действия макрух к разряду харам. Нежелательными они считают только те поступки, которые не запрещены.

Для ханафитов тахриман макрух является синонимом ваджиба, а танзихан макрух — мандуба (Ибн Рушд, «Бидаятуль-муждтахид», Каир, 1952, 2 / 167, 168; Аз-Зухайли, 1 / 53, 2 / 263—264, 4 / 240; Абу Захра, стр. 45, 46; Закиуддин, «Шабан», стр. 217).

Share.