Одним из наиболее критикуемых и спорных животных является собака. Зачастую можно встретить убеждения: «Мусульманину нельзя держать собаку», «Собака – грязное животное» и даже «Собака – харам». Давайте разберемся, кем приходится это животное человеку – запретным существом или верным другом.
Слово «харам» применимо в адрес собаки только в одном контексте: ее мясо запрещено употреблять в пищу. Также нельзя убивать собак. Ислам, являясь оплотом нравственности и доброты, велит мусульманам руководствоваться при общении с животными словами Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям): «Если кто-либо из людей убьёт даже воробья не по праву, то он непременно будет спрошен за этот проступок в Судный День» (Насаи).
На ранних этапах становления Ислама собаки могли представлять угрозу в связи с антисанитарией и диким поведением. Но Ислам подарил людям не только чистоту души, но также чистоту тела, привнеся в жизнь мусульман гигиену – а она повлекла за собой и чистоту жилищ, улиц и городов. Под окнами домов больше не образовывались помойные кучи, где питались падалью бродячие псы. Да и бездомных собак почти не осталось – они были привлечены для охраны жилищ, скота и охоты.
Однако мусульманам нежелательно держать собаку в доме без извлечения из этого соседства реальной пользы. В Коране сказано о группе молодых людей, которые сбежали от преследования из собственной деревни. Они обосновались в пещере, где уснули на 309 лет. Юношей сопровождала собака, которая сначала охраняла их сон, а потом и сама задремала вместе с хозяевами. В этой суре названа функция, которую способна выполнять собака.
В хадисе говорится: «Награда за добрые дела человеку, который владеет собакой, ежедневно уменьшается на два кыраата, если только он не держит её для охоты или охраны скота» (Бухари).
Сейчас собаки способны выполнить широкий спектр полезных функций: они используются для поиска пропавших людей и спасательных операций, в качестве поводырей или помощников людям с ограниченными возможностями, для задержания преступников, поиска взрывчатых веществ и наркотиков. Это делает их дозволенными к содержанию мусульманами, но только не в качестве игрушки.
Маргарита Мирзеханова