«А при помощи того, что Аллах даровал тебе, стремись обрести обитель будущей жизни. Не пренебрегай и долей твоей в этом мире, твори добро, подобно тому как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись к бесчинству на земле, ибо Аллах не любит бесчинствующих» (Сура «аль-Кассас», 28 / 77).
Треть Корана состоит из историй, называемых кысса, через понимание которых верующим легче получать уроки. В этих строках даётся наставление Каруну. Ещё в двух сурах упоминается, что Карун был богатейшим, высокомерным властелином наряду с Фараоном и Хаманом: «[Мы подвергли гибели] также Каруна, Фир’ауна и Хамана. К ним явился Муса с ясными знамениями, но их обуяла гордыня, и они не избегли [Нашей кары] на земле» (Сура «аль-Анкабут», 29/39); «К Фир’ауну, Хаману и Каруну. Но они воскликнули: «Он — колдун, лжец!»» (Сура «аль-Му`мин», 40 / 24).
В суре «аль-Кассас» описаны события, произошедшие с Каруном. Наставления не имели влияния на гордеца, и в результате он провалился сквозь землю вместе с дворцом и всем богатством. Известно, что Карун владел несметными сокровищами, и множество слуг носили за ним гигантские связки ключей от казны. Когда близкие люди призывали его не переходить границ, высокомерный правитель заявлял: «Всё это имущество я получил благодаря моим высоким знаниям». О том, что произошло, рассказывается в следующих аятах: «[Карун] вышел к своему народу во всём великолепии. Те, которые жаждут [благ] этого мира, сказали: «О, если бы и нам было даровано то же, что Каруну! Воистину, у него — великий удел!» А те, которым было даровано знание, сказали: «Горе вам! Аллах лучше вознаграждает тех, кто уверовал и творил праведное дело. И обретут награду только терпеливые». И тогда Мы повелели земле поглотить Каруна и дом его. Не было у него сподвижников, которые помогли бы ему против Аллаха, и сам он не смог помочь себе. А те, которые ещё вчера завидовали его положению, наутро сказали: «Горе! Аллах дарует удел щедро или умеренно тому из Своих рабов, кому желает. Если бы Аллах не был милостив к нам, то [земля по Его воле] поглотила бы нас. Горе! И в самом деле неверные не преуспеют»» (Сура «аль-Кассас», 28 / 79—82)
Но прежде чем показать бесславный финал жизненного пути гордеца, Всевышний напоминает Каруну о ниспосланных предупреждениях. Наставления Священной Книги разъясняли положение высокомерного правителя, потому что Господь не любит людей распутных, избалованных и переходящих границы. Каруну нужно было воспользоваться дарованными ему щедротами Аллаха для получения благ в вечной жизни, но в то же время не забывать о мирских потребностях. Аллах наделил его имуществом, и Карун в свою очередь был обязан помогать людям, защищать землю и даже не помышлять о разврате и распутстве, расточительстве и разрушениях. Потому что Всевышний не любит тех, кто бесчинствует.
Эти слова подчёркивают истинную цель владения имуществом — чтобы заработать обитель вечной жизни. Мирское ослепляет, но его использование ограничено временем. Вскоре человек лишится богатства из-за тех или иных проблем, или же сам уйдёт в иной мир. Но если раб Аллаха, имея такую возможность, не будет складывать благие дела в банк вечности, то станет нищим в Ахирате. Именно об этом и говорилось Каруну: «Не пренебрегай и долей в этом мире». Эти наставления дополняют друг друга. В аяте подчёркивается, что человек должен заботиться о материальных благах, но в то же время не забывать о духовных ценностях, которые запасёт для будущей жизни. Вопросы укрепления благосостояния не были насущными для Каруна: он и так был достаточно богат и обеспечен. А посему для него стал актуален второй шаг — устремить помыслы к истинной, долгой и счастливой жизни.
Через суры Всевышний обращается к людям разных социальных слоёв, напоминая о бренности земного бытия и безбрежности вечной жизни. Он говорит «запасайтесь» и добавляет: «…Лучший припас — это благочестие (таква, богобоязненность)» (Сура «аль-Бакара», 2 / 197). Аллах Тааля напоминает о другом благе: «Мы ниспослали вам одежды, чтобы вы прикрыли наготу и украсили себя». И в следующем аяте выводит верующих на следующий уровень: «Однако одеяние благочестия (таква, богобоязненности) лучше» (Сура «аль-А`раф», 7 / 26).
Когда человек не упорствует в заблуждениях, а исполняет предписанное, то получит огромную прибыль и в этой жизни, и в будущей.
Если углубиться в смыслы, то, как говорил один из лучших современных толкователей Корана, муфассир Эльмалылы Хамди Языр, из всех земных благ человек сможет взять в могилу только саван. Перед лицом смерти все равны: и тот, кто обитал во дворце и питался изысканной пищей, и тот, кто жил просто, в довольстве и принятии доли от Всевышнего. Коран же, предлагая вниманию своих последователей аяты-предупреждения, указывает очевидный путь, по которому необходимо идти: «…Так читайте же то, что вам доступно из него (Корана), совершайте намаз, раздавайте закят и давайте в долг Аллаху добрую ссуду. Что бы вы ни предварили для себя добрыми деяниями, вы найдёте его у Аллаха, вы получите от Аллаха лучшим и большим вознаграждением. Просите же у Аллаха прощения, ведь Аллах — Прощающий, Милосердный» (Сура «аль-Муззаммиль», 73 / 20).