Помимо многолетнего обучения и практики, необходимых для освоения различных арабских шрифтов, каллиграф не может обойтись без совершенных инструментов и приспособлений. Некоторые из них каллиграфы изготавливали сами, другие производились ремесленниками, работающими в самых разных отраслях, таких как металлообработка, изготовление бумаги, дубление, керамика и инкрустация.
Калям – тростниковое перо
Тростник, применяемый для изготовления и музыкального инструмента (нея), и пера для письма (каляма), заключает в себе таинственный дух Востока. Только что срезанный тростник не слишком похож на инструмент для письма. А для того, чтобы он стал им, его сначала закапывают в конский навоз, который всегда поддерживает определенную температуру. Здесь тростник постепенно высыхает и обретает твердость. В зависимости от своего вида, он из желтоватого становится кофейного или даже черного цвета.
Острый конец пера со временем изнашивается и требует новой заточки. Но при переписывании длинных текстов, например, мусхафов Корана, это является недостатком, потому что если заново отточенный конец пера хотя бы на волос отличается по ширине от старого, в таких почерках, как насх, это уже является значительным недостатком.
Поэтому для переписывания длинных текстов использовали особые калямы, которые изготавливали из черных, твердых и прямых отростков нижних частей листьев одного дерева, произрастающего на острове Ява в Индонезии. Такие калямы так и называли – джава, и они не изнашивались. Некоторые переписчики умудрялись переписать весь мусхаф только один раз заточенным калямом.
При увеличении ширины букв использовали калямы из крупного тростника или же применяли бамбук. Но для создания крупных надписей, именуемых джали, было недостаточно и этого. Для таких целей вырезали калямы из дерева, придавая им необходимую ширину.
Очень большие калямы для надписей джали было трудно держать в руке. Собственно, в таком случае было невозможно добиться равномерного нанесения чернил. Поэтому надписи изготавливали путем увеличения мелких, разделив их на квадраты. Такой метод назывался шахматным или тарби. Например, таким образом изготовлены каллиграфические панно в мечети Айя-София.
Для того что заточить калям, его кладут на левую ладонь и затачивают сверху вниз с помощью специального ножа. Заостренный конец каляма назывался «языком». Его расщепляли на две части, чтобы образовался желобок, выполняющий роль своего рода резервуара для чернил и обеспечивающий их непрерывный сток во время письма.
Конец каляма отрезается по косой линии и расщепляется на приспособлении, именуемым мактой. При использовании конец каляма изнашивается, и буквы получаются грубыми. В таком случае его снова затачивают на макте.
Держат калям таким образом, чтобы его косой срез полностью прилегал к бумаге. При движении им сверху вниз выходят тонкие линии, а при движении справа налево – широкие. Так как в арабской каллиграфии размеры букв определяются размером точки, а это зависит от ширины конца каляма, калям является самым важным элементом, обеспечивающим эстетику в каллиграфии.
Для хранения калямов существовали специальные футляры. Это могли быть и большие. именуемые дивит, и небольшие цилиндрической или прямоугольной формы, именуемые калемдан. Такие футляры могли быть или самые простые, или богато украшены. Цилиндрические калемданы именовались кубур.