Нашид в широком смысле определяется как «мусульманское песнопение». Основы нашида как музыкального жанра были заложены четырьмя сирийскими певцами, жившими в 1970-х годах – Абу аль-Джуудом, Абу Ратибом, Абу Мхаиссеном и Абу Махмудом.
Конечно, не они создали этот жанр, он существовал гораздо раньше, но эти музыканты установили концептуальные рамки современного нашида. Эти границы включали 3 пункта:
- Содержание должно быть религиозным. Это не подразумевает, что нашиды должны состоять только из поминаний Аллаха и Его Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Многие из них затрагивают политические, социальные, исторические темы, но обязательно через призму Ислама.
- Музыка должна быть традиционной.
- Запись должна быть студийная.
Еще одна дискуссия об определении нашида связана с гораздо более древней и общей — о допустимости музыки в Исламе. По мнению некоторых, разрешается исполнение только а капелла, т. е. без музыкального сопровождения, так как музыкальные инструменты – харам. Но этот вопрос уже не вызывает таких бурных споров, как раньше.
Если обратиться к современным нашидам, то видно, что большинство из них исполняются без музыки. Восполняя ее отсутствие, некоторые исполнители, добавляют разные электронные эффекты. Среди певцов, отдающих предпочтение такой манере исполнения, можно назвать знаменитого Мишари Рашида, который также является чтецом Корана (кари), Мухаммада аль-Мукита, Ахмеда Бухатира из ОАЭ. С другой стороны, достаточно нашидов, исполняемых в музыкальном сопровождении.
Одним из феноменов современной исламской культуры является западный нашид. Проживающая на Западе мусульманская молодежь в значительной степени вовлечена в его культуру. Вполне естественно, что среди них немало художников, музыкантов, которые хотят выразить свои ценности через тот вид искусства, которым они занимаются. Поэтому и нашиды они создают в разных жанрах западной музыки, вплоть до тех, которые близки к поп-музыке.
Пионером этого направления стал Юсуф Ислам (Кэт Стивенс). Не будет преувеличением сказать, что он открыл новую страницу в исламской музыке. Кроме него, среди исполнителей западного нашида можно отметить Махера Зейна, Сами Юсуфа, канадца Дэвида Уорнсби, британца Тома Робертсона, бангладешца Камала Уддина, южноафриканца Зайна Бхикху и других.
В целом, благодаря этому нашиды как явление получили новый виток популярности, чему немало способствовали Интернет и социальные сети. Этот феномен даже заинтересовал научные круги, и в последнее время появилось несколько исследований на эту тему.
Дениз Баран