Достижение самахата возможно посредством сдерживания страстей и избавления от сомнений (васваса). Ведь нафс всегда испытывает тревогу относительно «хлеба насущного» — материального достатка. Кроме того, он упрямо желает получить что-то и готов использовать для этого любые средства.
Человеческая плоть обладает потребностью в удовлетворении желаний, пристрастием к еде и роскоши. Невозможность реализовать их раздражает людей и лишь сильнее подстёгивает страсть к наслаждениям.
Если человек обладает таким качеством, как самахат, то он легко освобождается от алчности и злобы, а его нереализованные желания не оставляют тяжести в душе и не причиняют вреда. Но отсутствие самахата отрицательно сказывается на внутреннем мире: душой быстро овладевает гнев, скупость и алчность.
Например, если имуществу великодушного и щедрого мусульманина будет причинён вред, то он примет испытание с пониманием того, что все материальные блага недолговечны и имеют ценность лишь в этом мире. Но если подобное несчастье постигнет человека скупого и малодушного, то для него это будет огромным ударом.
Наличие или отсутствие самахата в отношении материальных благ проявляется в виде щедрости и жадности; в отношении удовлетворения плоти — в виде сдержанности и чрезмерности; в отношении комфорта и беззаботного существования — в смирении и нетерпении; в отношении соблюдения законов шариата — в благочестии и греховности.
Поэтому истинный обладатель самахата щедр, способен к альтруизму, помогает другим, умеет прощать и терпеть.