Есть много известных видов садака (милостыня) и инфак (пожертвований), подаваемых ради Аллаха. Однако наиболее ценным является исар ― предпочтение потребностей других своим нуждам. Это наивысшая точка проявления альтруизма и чуткости, которые присущи каждому му’мину.
Однажды Мухаммада Хакима Тирмизи (рахматуллахи алейхи) спросили:
― Что значит «отдавать»?
― Отдавать ― значит испытывать душевное удовлетворение от радости других, ― ответил он.
Постичь атмосферу духовной мудрости исара могут только добрые, утонченные сердца. Ведь они умеют отдавать, не боясь обеднеть. Это состояние нашло отражение в жизни всех пророков и любимых рабов Аллаха. Конечно, достичь таких вершин дано не каждому. Однако каждый мусульманин обязан стремиться обрести свою долю на пути Истины и получить награду в вечной жизни.
Однажды к Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) пришел гость и сказал, что он голоден. Тот немедленно отправил гонца к супруге с просьбой прислать еды. Однако в его доме не оказалось никакой пищи. После этого Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) обратился к сахабам: «Кто может этой ночью приютить у себя этого человека?»
Один ансар предложил свой кров и увел гостя с собой. Дома он сказал супруге накрыть стол, однако женщина стала возражать, что пищи хватит лишь чтобы накормить детей. Сподвижник попросил ее отвлечь их или уложить спать, и добавил: «Когда гость приступит к еде, погаси свет. Мы будем делать вид, что едим».
В итоге гость насытился, а хозяева остались голодными. Утром Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал сахабу: «Всевышний Аллах остался доволен вами за то, как вы принимали гостя» (Бухари, «Манакибуль-Ансар», 10; Муслим, «Ашриба», 172).
Поэтому каждый мусульманин, жертвуя частицей личного удобства и комфорта, украшения собственного дома, затрат на повседневные потребности, должен стараться обрести свой удел от высокой нравственности Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) и его сподвижников.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)