Однажды к Руми пришел селджукский визирь Муинуддин Перване и просил: «О, солнце наставников! Пожалуйста, покажи мне дорогу! Все, что я имею, мне досталось от отца: богатство, слава и статус. И потому я хочу увековечить память о нем. Думаю воздвигнуть мемориал на его могиле. Такой, которому нет равных в мире. Чтобы люди, проходившие мимо его гробницы через многие века, говорили: «Здесь захоронен великий человек. И тот, кто построил это здание, очень ценил его». Но я не знаю, какой воздвигнуть памятник, какие он должен иметь особенности, подскажи мне, мудрый человек!»
Руми смотрел на высокого гостя внимательно и долго:
— Значит, хочешь прославить отца памятником? Насколько должно быть большим сооружение?
— Да! Самым большим, насколько возможно. И величественным.
— Памятник будет великолепнее этого небесного свода? Он закроет собой небо?
Вопросы мудреца потрясли визиря:
— Разве можно закрыть небо? Это же невозможно!
Руми улыбнулся и сделал такое наставление:
— Если то, что ты хочешь построить в память об отце не станет блистательнее небес, то стоит ли строить его? Если ты хочешь, чтобы о твоем отце шла добрая слава человека, совершавшего полезные поступки и дела, то зачем вместо живой памяти о нем, заковывать его имя в груду безмолвных камней? Обязанность, которая лежит на тебе, использовать его наследство для добрых целей, для утверждения справедливости, проявления милосердия и заботы. Чтобы люди искренне завидовали памяти твоего отца, говоря: «Какой счастливый человек и отец, он оставил за собой такого благочестивого и добродетельного сына!» Самый большой, прочный и красивый памятник — остаться в сердцах людей благодарных.
Этот проходящий мир создан не для того только, чтобы заработать имущество и достичь высот в превосходстве над себе подобными. Мы находимся здесь для подготовки в вечный мир, набираем баллы для жизни в Ахирате. Как пророк Юсуф (алейхиссалям) во время семи благодатных лет достатка готовился к семи голодным годам, и мы в этом мире возможностей должны готовиться вернуться в свой вечный дом.
Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сделал наставление Тарику бин Абдуллаху: «О, Тарик! Пока не настигла тебя смерть, ты готовься к ней!» (Хаким, «Мустедрак», IV, 347/7868)
Обратите внимание, нужно правильно понимать фразу «готовиться к смерти»: это не значит готовить для себя могилу, но это значит готовить себя к могиле.
Бера (радыяллаху анху) рассказывал: «Мы с Расулюллахом были на похоронах. На краю могилы Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) присел и плакал так, что земля вокруг пропиталась его слезами. Он обратился к нам: «Мои братья! Готовьтесь к этому важному месту» (Ибн Маджа, «Зухд», 19).
Знаменитый своими путешествиями Зулькарнайн (алейхиссалям) до наступления своей смерти завещал:
«Обмойте мое тело, заверните в кафан. Затем положите на табут. Только пусть руки будут видны. Пусть слуги мои идут за моим телом. И богатство поместите на мулов. Пусть люди видят, что я, обладатель огромного богатства и власти, ухожу из этого мира с пустыми руками. И мои слуги, и мое золото остаются здесь! Пусть люди не обманываются лживой сладостью мирского!»
Алимы так толковали его завещание: «У меня была власть над этим миром. Я обладал бессчетными сокровищницами. Так смотрите, ухожу я в могилу с пустыми руками! Мирские блага остаются мирскому. Вы же смотрите и направляйте себя к совершению дел, которые плавно перейдут вместе с вами и с огромной прибылью в будущую жизнь».
Мирская суета как песочный городок, построенный детьми на берегу моря. Они строят из песка формы и восхищаются ими: «Ах, какой прекрасный домик, какая замечательная крепость!» Затем придет нежданная волна и смоет детские труды, сравняв песок так, словно на этом месте ничего не было. Так же тщетны человеческие усилия, посвященные только этому миру. Что бы человек ни делал, конец одинаков: придет волна смерти и сотрет следы…
Поэтому важно добрыми делами и чистыми намерениями оставить в поднебесье прекрасный аромат своей души, когда закроется навсегда страница жизни. Предстать перед Всевышним в этом состоянии духа, с чистой совестью, с духовно-здоровым сердцем, чистым и светлым ликом — это самое величайшее счастье!
Осман (радыяллаху анху) говорил, что самая большая потеря – это целая жизнь, в которой человек совершенно не заботился о своем настоящем будущем: «Пуста жизнь, когда человек не приготовил себе запасов в длинную дорогу».
А ведь как важно понимать, что после последнего вдоха земля станет твоим временным домом, собеседниками будут ангелы Мункар и Накир, ты пройдешь Кыямат и остановишься навечно на одной из двух последних станций Джаннат или Джаханнам. Осознание этого поможет тебе предупредительно относиться к своему положению, использовать свои возможности для подготовки к жизни после жизни. И чтобы этот переход был плавным и безболезненным, человек должен помнить о смерти, потому что любое будущее – близко к нам. Понимать это и значит быть умным. Однажды сподвижник спросил Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Какой из муминов самый умный?
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «Часто вспоминающий о неизбежности смерти и готовящийся к ней (совершающий при жизни хорошие дела и достойные поступки). Это и есть настоящий умный человек» (Ибн Маджа «Зухд», 31).
Тогда смерть – не гибель и не конец, а великолепная победа; не скорбь и сожаления, а свадебная ночь, когда душа возвращается к своему возлюбленному Создателю…
Сам Руми писал по этому поводу: «Не ищите мою могилу на земле. Ищите меня в сердцах благочестивых, арифов».
Наша жизнь каждый день по капле уменьшается. Мы отдаляемся от мира на шаг назад, на шаг вперед приближаемся к могиле. Мы не знаем, где мы встретимся с Азраилом и как. Жизнь наполнять благими делами — наш удел. И умереть, совершая добрые и полезные дела — пусть станет нашим уделом.
Тогда да поможет нам Всевышний Аллах быть успешными и деятельными на пути совершения добра! Аминь!