Болезни человека бывают двух видов: телесные и душевные. Поэтому для каждого вида болезней определён соответствующий тип лечения. Об этом напоминает великий египетский учёный — Ибн Хаджар (773/ 1371 — 852 /1449) во вступлении к своей широко известной ещё в эпоху раннего средневековья книге «Фатх аль-бари фи шарх сахих аль-Бухари» — толковании сборника хадисов «ал-Джами‘ ас-сахих» имама ал-Бухари: «Врачевание делится на два вида: врачевание сердца и врачевание тела.
Врачевание сердца возможно только через ниспосланное слово Аллаха Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям). Что же касается врачевания тела, то для этого есть советы Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), а также советы других людей, и многие из них основываются на практике врачевания».
В частности, Ибн Хаджар отмечает, что «человечество обмануло себя в двух вопросах — в отношении к здоровью и свободному времени». Например, говоря о правильном приёме пищи, он предупреждает: «Не проголодавшись, не садитесь за стол. Вставайте же из-за стола, недоедая». Он призывает не забывать, что «для человека нет ничего вреднее, чем туго набитый и переполненный желудок».
А о щедрости, которую окажет нам Аллах в случае бережной заботы о себе (о душе и теле) он пишет так: «Тот из вас, кто встретит утро здоровым, освободившимся от страха к своей душе, а также от страха за своё имущество и будет доволен своим суточным пропитанием — почувствует себя счастливым, словно одарённым всеми благами мира».
Ибн Хаджар подчёркивает, что с помощью Корана и разъяснений Пророка Мухаммада (салляллаху алейх ва саллям) Аллах научил мусульман правилам приёма пищи, выбору продуктов и характеру здорового питания. Так, в связи с постоянно ухудшающейся экологией, современному человеку особенно важно выбирать качественные продукты. Для этого следует руководствоваться следующими кораническими принципами.
Продукты должны быть:
1. Чистыми, дозволенными Аллахом для пропитания человека (Сура «аль-Бакара», 2/172; «аль-Маида», 5/5, 87—88; «аль-Анам», 6/118—119, 142; «ан-Нахль», 16/114);
2. Легко усваиваемыми в человеческом организме;
3. Иметь вкусовые и питательные ценности;
4. Содержать витамины и другие, полезные для организма ферменты, имеющие оздоравливающие свойства.
Не только вопросы питания, но и многие другие аспекты по сохранению здоровья человека содержатся в огромном своде законов Аллаха, отражённых в Коране и хадисах, позднее собранных в книгу — «Медицина Пророка».
На протяжении многих веков мусульмане стремились следовать советам Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Даже современные врачи сегодня испытывают неподдельный интерес к методам сохранения здоровья и лечения различных заболеваний и прочих недугов, предложенным Посланником Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям).
Таким образом, в общих чертах мусульманская медицина основывается на следующих постулатах.
•Не рекомендуется врачевать тем, кто не является врачом;
•Не дозволяется лечить без знаний, ведь «Тот, кто возьмётся за лечение без знаний, тот поплатится за причинённый вред больному» (Абу Дауд, «Дият», 23; Насаи, «Касама», 41; Ибн Маджа, «Тыб», 16);
•В лечении врач обязан брать на себя всю ответственность, бояться причинить вред;
•Не рекомендуется в качестве лечения использовать такие продукты и лекарства, которые запрещены Аллахом: «Так как Аллах дал страдание и дал облегчение в нём, каждой болезни есть лекарство. По этой причине продолжайте лечение, но не лечитесь запретным» (Абу Дауд, «Тыб», 11).
•Плата за врачевание должна быть узаконенной, в размерах, допустимых шариатом.
Вышеперечисленные советы в основном относятся к врачам. Заболевшим же пациентам Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) советовал следующее:
•Заболев, начинать лечение нужно с желания стать снова здоровым. И хорошим лечением почти при всех заболеваниях является пост: «Поститесь, и таким образом получайте оздоровление» («Файзулькадир», 4/222);
•Обращаться к профессиональным докторам, сторониться самозваных лекарей и врачевателей. Когда к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) приходили за советом в лечении, он или советовал какое-либо лекарство, или направлял к известному врачу;
•Быть осторожным, внимательным к заразным заболеваниям, не находиться в местах эпидемий. Но если всё-таки кто-то оказался в заражённой местности, он обязан оставаться там до окончания срока карантина: «Если кто из вас узнает, что в каком-то месте распространилась эпидемия (чума), не посещайте это место. Если кто из вас находится в том месте, где распространилась эпидемия (чума), пусть не покидает этого места» (Бухари, «Тыб2, 30; Муслим, «Салам, 92, 93, 94, 98, 100), «Разговаривайте с больным проказой на расстоянии одного копья» («Рамуз аль-Хадис», 2/471).
Многие рекомендации Пророка Мухаммада имеют общий характер — как профилактика любых заболеваний:
•Следить за чистотой окружающей среды и употребляемой пищей, помнить, что «Чистота — половина веры» (Муслим, «Тахарат», 1; Тирмизи, «Дават», 86; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», 4/260, 5/342, 343, 344, 363, 370, 372; Дарими, «Вуху, 2): «Аллах пречист, любит чистоту. Очищайте же окружение ваше» (Тирмизи, «Адаб», 41);
•Правильно хранить продукты питания и воду;
•Следить за чистотой своего тела: «Пять вещей в природе человека: пострижение усов; удаление (сбривание) волос с паховой области; удаление (выщипывание) волос из подмышечных впадин; обрезание ногтей, обрезание крайней плоти» (Бухари, «Либас», 63, 64; Муслим, «Тахарат», 49, 50). Кроме того, «Одним из обязательств перед Аллахом для мусульманина является купание раз в семь дней» (Муслим, «Джума», 9).
Удивительно, что Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) применял самые разнообразные методы лечения. Например, для оказания первой помощи он рекомендовал использовать то, что имеется под рукой. Так, однажды «Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) посоветовал снимать жар одной женщине водой» (Муслим, «Салам», 82). А в качестве профилактики глазных болезней он предложил сурьму: «Наносите на глаза сурьму. Она укрепляет ресницы и ухаживает за ними» (Тирмизи, «Либас», 23; Ахмад бин Ханбаль, 3/476), для сохранения здоровой кожи — «запретил делать татуировки» (Бухари, «Тыб», 26, «Либас», 26; Абу Дауд, «Либас», 8) и так далее.
По словам Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), в лечении людей огромную пользу оказывают растения. Например, он говорил: «Чёрный тмин — лечение от всех болезней, кроме смерти» (Бухари, «Тыб», 7).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) использовал и разные психологические установки. Так, одному мусульманину, у которого болели глаза, он посоветовал: «Терпеливо лечи их» (Муслим, «Хадж», 89,90). Но основными (после духовных) средствами лечения были: питание, кровопускание и прижигание: «В трёх вещах выздоровление: в шербете из меда, кровопускании, прижигании» (Бухари, «Тыб», 3; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», 1/246).
Конечно же, следует учитывать, что многие лекарства и другие средства лечения, имевшие место в советах Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), прежде всего, были рассчитаны на врачебную практику того времени, соответствующую определённым достижениям медицинской науки.
И, соответственно, мы должны понимать, что лекарства и разнообразные способы лечения — в целом, мирские, а значит, полученные путём практики, знания человека, которые с учётом времени, места и условий постоянно совершенствуются. Таким образом, путь развития медицины всегда приемлем Исламом, если не нарушаются основные общие требования к сохранению жизни человека и его здоровья, изложенные в Коране и Сунне Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).